путем заключающегося в ней движения животное из материи самки, так и они, путем движения в лих самих, в той части, откуда отделяется семя, производят то же. Это место расположено у всех, имеющих эту часть, под диафрагмой, ибо сердце и его аналог являются природным началом, а то, что находится ниже, — придаток, существующий ради нбго. Таким образом, причиной того, что не у всех самцов имеется порождающее выделение, а у самок — у всех, является; тот факт, что животное есть тело одушевленное. Самка всегда доставляет материю, самец же — образующее начало; такую способность, по нашему утверждению имеет каждое из них, и быть самкой или самцом в том и состоит, что самка необходимо доставляет тело и массу, для самца же это не является необходимостью, ибо для возникающих существ нет' необходимости заключать в себе органы и действующее начало; но тело их происходит от самки, душа же,от самца, так как душа есть сущность известного тела. И поэтому, когда спариваются самка и самец не одного и того же вида (спариваются те, у которых времена зачатий одинаковы и продолжительность беременности близка друг к другу, а также величина тел не сильно разнится), то первое потомство возникает имеющее сходство с обоими, как, например, то, что происходит от лисицы и собаки, куропатки хп курицы, но с течением времени возникающие одни от других поколения в конце получают форму самки, так же как чужестранные семена — соответственно почве места, ибо оно доставляет семенам материю и тело. Поэтому, у самок воспринимающая часть 739* не представляет собой протока, но матки их имеют расширение; у самцов же, извергающих семя, имеются протоки, и они бескровны. Что касается выделений, то каждое из них одновременно поступает в свойственные ему"места и становится выделением; раньше же его не бывает, разве только в результате большого насилия и протцв природы. Итак, по какой причине отходят назначенные для порождения выделения — сказано. Когда же семя от самца из числа извергающих его войдет в матку, оно связывает самую чистую часть выделения, ибо большая часть его непригодна, и образует жидкую часть месячных, так
о возникйовении живдтных 107
же как я наиболее жидкая часть семенной влаги самца, извергнутой им за один раз; и первое извержение является более бесплодным, чем последующее, так как содержит меньше душевной теплоты вследствие недостаточного варения, а сваренное получает густоту и бблыпую телесность. Если же у кого из женщин или других животных не происходит истечения наружу вследствие того, что в этом выделении имеется мало непригодного остатка, то оно возникает в таком количестве, какое остается у животных, выводящих его наружу, и его связывает сила самца, заключающаяся в выделенном семени или при вхождении в самца части, аналогичной матке, что, по-видимому, происходит у йекоторых насекомых. А что влага, появляющаяся у самок вместе с чувством наслаждения, ничего не привносит в зачаток,—©б этом сказано раньше. Скорее всего это могло бы показаться на том основании, что у женщин так же, как у мужчин, происходят ночью так называемые поллюции. Но это не может служить доказательством, так как поллюции бывают и у молодых самцов, которые ничего еще не извергают, но близки к этому, или извергают еще бесплодную влагу. Итак, без извержения самцом семени во время совокупления, зачатие невозможно так же, как без женского выделения, будет ли оно вытекать наружу или находиться внутри в достаточном количестве. Однако, если даже обычное чувство наслаждения не возникает, то и от такого сношения происходит зачатие, если только место это приходит в состояние раздражения и матка спускается ближе книзу. Но в большинстве случаев зачатие происходит при указанных обстоятельствах, вследствие того, что устье.матки не бывает закрыто, когда появляется отделение, в связи с которым обычно возникает у мужчин и у женщин чувство наслаждения; когда дело обстоит таким образом, открывается более широкий путь и для семени мужчины. Испускание семени не происходит внутрь, как думают некоторые, так как маточное устье узко, но впер'еди его; где женщина выделяет образующуюся у некоторых из них влагу, сюда же извергает и 73*ш мужчина [если кто выделяет влагу]. 74 Иногда матка остается в том же положении; когда же она настроена
АРИСТОТЕЛЬ
соответственно, будучи теплой вследствие, очищения, она втягивает семя внутрь; доказательством служит то, что пессарии, вложенные мокрыми, вынимаются сухими. 7{> Далее, у тех животных, матки которых находятся около диафрагмы, невозможно, чтобы семя не втягивалось, а доходило до них путем выбрасывания. Место это притягивает семенную жидкость благодаря теплоте, имеющейся в нем. И выделение месячных, так же как скопление их, воспламеняет теплоту в этой части, так что, как неглазурованные сосуды, промытые горячей водой и перевернутые вниз горлом, втягивают в себя воду, таким же образом происходит втягивание и там, но никоим образом, как утверждают некоторые, не инструментальными частями, служащими для совокупления. Обратное также происходит тому, что утверждают некоторые, именно, что женщина извергает семя, ибо извергнувшей наружу матке придется снова втягивать его внутрь, если оно смешается с семенной влагой самца. Но такой порядок дел излишен, природа же ничего не делает лишнего. Когда свяжется находящееся в матке выделение самки семенной влагой самца, которая действует подобно тому, как сычужина на молоко, —- ибо и сычу-зкина есть молоко, имеющее жизненную теплоту, которое схожие частицы сводит воедино и соединяет, и семенная влага также относится к природе месячных, так как природа молока и месячных одинакова, — то, после соединения телесных веществ, выделяется жидкость и вокруг образуются оболочки от высыхания землистых веществ; происходит это как в силу необходимости, так и ради известной цели: ибо при нагревании и охлаждении крайние части по необходимости засыхают, а с другой стороны, животное не должно находиться в жидкости, но быть обособленным. Одни из этих образований называются оболочками, другие — хорионом; 7в они различаются по величине: они одинаково имеются и у яйцеродящих, и у живородящих. Когда образуется зачаток, он ведет себя сходно с посеянными семенами. Именно, первое начало и у семян лежит в них самих; 740а когда же оно, существуя ранее только в потенции, отделится, от него отходит росток и корень; последний являет-