Аристотель. Путем заключающегося в ней движения животное из материи самки, так и они, путем движения в лих самих


путем заключающегося в ней движения животное из материи самки, так и они, путем движения в лих самих, в той части, откуда отделяется семя, производят то же. Это место расположено у всех, имеющих эту часть, под диафрагмой, ибо сердце и его аналог являются природным началом, а то, что находится ниже, — придаток, суще­ствующий ради нбго. Таким образом, причиной того, что не у всех самцов имеется порождающее выделение, а у самок — у всех, является; тот факт, что животное есть тело одушевленное. Самка всегда доставляет материю, самец же — образующее начало; такую способность, по нашему утверждению имеет каждое из них, и быть сам­кой или самцом в том и состоит, что самка необходимо доставляет тело и массу, для самца же это не является необходимостью, ибо для возникающих существ нет' не­обходимости заключать в себе органы и действующее начало; но тело их происходит от самки, душа же,от сам­ца, так как душа есть сущность известного тела. И по­этому, когда спариваются самка и самец не одного и того же вида (спариваются те, у которых времена зачатий одинаковы и продолжительность беременности близка друг к другу, а также величина тел не сильно разнится), то первое потомство возникает имеющее сходство с обои­ми, как, например, то, что происходит от лисицы и со­баки, куропатки хп курицы, но с течением времени воз­никающие одни от других поколения в конце получают форму самки, так же как чужестранные семена — со­ответственно почве места, ибо оно доставляет семенам ма­терию и тело. Поэтому, у самок воспринимающая часть 739* не представляет собой протока, но матки их имеют расши­рение; у самцов же, извергающих семя, имеются протоки, и они бескровны. Что касается выделений, то каждое из них одновременно поступает в свойственные ему"места и становится выделением; раньше же его не бывает, разве только в результате большого насилия и протцв природы. Итак, по какой причине отходят назначенные для порож­дения выделения — сказано. Когда же семя от самца из числа извергающих его войдет в матку, оно связывает самую чистую часть выделения, ибо большая часть его непригодна, и образует жидкую часть месячных, так


о возникйовении живдтных 107

же как я наиболее жидкая часть семенной влаги самца, извергнутой им за один раз; и первое извержение является более бесплодным, чем последующее, так как содержит меньше душевной теплоты вследствие недостаточного варения, а сваренное получает густоту и бблыпую телес­ность. Если же у кого из женщин или других животных не происходит истечения наружу вследствие того, что в этом выделении имеется мало непригодного остатка, то оно возникает в таком количестве, какое остается у животных, выводящих его наружу, и его связывает сила самца, заключающаяся в выделенном семени или при вхождении в самца части, аналогичной матке, что, по-видимому, происходит у йекоторых насекомых. А что влага, появляющаяся у самок вместе с чувством наслаж­дения, ничего не привносит в зачаток,—©б этом сказано раньше. Скорее всего это могло бы показаться на том основании, что у женщин так же, как у мужчин, происхо­дят ночью так называемые поллюции. Но это не может служить доказательством, так как поллюции бывают и у молодых самцов, которые ничего еще не извергают, но близки к этому, или извергают еще бесплодную влагу. Итак, без извержения самцом семени во время совокуп­ления, зачатие невозможно так же, как без женского выделения, будет ли оно вытекать наружу или находиться внутри в достаточном количестве. Однако, если да­же обычное чувство наслаждения не возникает, то и от такого сношения происходит зачатие, если только место это приходит в состояние раздражения и матка спускается ближе книзу. Но в большинстве случаев зачатие про­исходит при указанных обстоятельствах, вследствие того, что устье.матки не бывает закрыто, когда появляется отде­ление, в связи с которым обычно возникает у мужчин и у женщин чувство наслаждения; когда дело обстоит таким образом, открывается более широкий путь и для семени мужчины. Испускание семени не происходит внутрь, как думают некоторые, так как маточное устье узко, но впер'еди его; где женщина выделяет образую­щуюся у некоторых из них влагу, сюда же извергает и 73*ш мужчина [если кто выделяет влагу]. 74 Иногда матка остается в том же положении; когда же она настроена



АРИСТОТЕЛЬ


соответственно, будучи теплой вследствие, очищения, она втягивает семя внутрь; доказательством служит то, что пессарии, вложенные мокрыми, вынимаются сухими. 7{> Далее, у тех животных, матки которых находятся около диафрагмы, невозможно, чтобы семя не втягивалось, а доходило до них путем выбрасывания. Место это при­тягивает семенную жидкость благодаря теплоте, имею­щейся в нем. И выделение месячных, так же как скопле­ние их, воспламеняет теплоту в этой части, так что, как неглазурованные сосуды, промытые горячей водой и пе­ревернутые вниз горлом, втягивают в себя воду, таким же образом происходит втягивание и там, но никоим образом, как утверждают некоторые, не инструменталь­ными частями, служащими для совокупления. Обратное также происходит тому, что утверждают некоторые, именно, что женщина извергает семя, ибо извергнувшей наружу матке придется снова втягивать его внутрь, если оно смешается с семенной влагой самца. Но такой порядок дел излишен, природа же ничего не делает лишнего. Когда свяжется находящееся в матке выделе­ние самки семенной влагой самца, которая действует подобно тому, как сычужина на молоко, —- ибо и сычу-зкина есть молоко, имеющее жизненную теплоту, которое схожие частицы сводит воедино и соединяет, и семенная влага также относится к природе месячных, так как природа молока и месячных одинакова, — то, после соединения телесных веществ, выделяется жидкость и вокруг образуются оболочки от высыхания землистых веществ; происходит это как в силу необходимости, так и ради известной цели: ибо при нагревании и охлаж­дении крайние части по необходимости засыхают, а с другой стороны, животное не должно находиться в жид­кости, но быть обособленным. Одни из этих образова­ний называются оболочками, другие — хорионом; они различаются по величине: они одинаково имеются и у яйцеродящих, и у живородящих. Когда образуется зачаток, он ведет себя сходно с посеянными семенами. Именно, первое начало и у семян лежит в них самих; 740а когда же оно, существуя ранее только в потенции, отде­лится, от него отходит росток и корень; последний являет-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: