через которые зачаток получает пищу. Именно для этого животное пребывает в матке, а не для того, как говорит Демокрит, чтобы части тела сформировались по частям 7*®ъ матери. Это ясно у яйцеродящих, так как они получают расчленение в яйцах, будучи отделены от матери. Возникнет, может быть, затруднение: раз кровь есть пища и сердце, будучи кровяным, возникает первым, пища же идет извне, то откуда приходит первая пища? Или это не верно, что все идет извне, но с самого же начала, подобно тому, как в семенах растений существует вещество, которое кажется первичным молочным соком, так и в материи, из которой возникают животные, излишек состава образует пищу? Таким образом, рост зачатка происходит через пуповину, таким же способом, как у растений — через корни, а у самих животных, ко^да они отделятся, — из находящейся в них пищи. Об этом будет сказано впоследствии в соответствующем месте. Обособление частей происходит не так, как предполагают некоторые, вследствие того, что подобное по своей природе несется к подобному (ибо, кроме многих других трудностей, связанных с этим утверждением, выходит, что каждая из однородных частей возникает сама по себе, например, кости и нервы сами по себе и мясо само по-себе, если только принять эту причину), а потому, что выделение самки в потенции таково же, как и природа животного, и в нем потенциально заключаются части, актуально же нет ни одной, а также потому, что начала действующее и страдательное, когда они придут в соприкосновение при условиях действия одного и страдания другого (под условиями я разумею: каким образом, где и когда), сейчас же одно из них начинает действовать, а другое — испытывать воздействие. Материю, таким образом, доставляет самка; начало движения — самец* Как возникающее через искусство создается посредством инструментов, правильнее говоря, посредством их движения (оно есть действенное начало искусства, а само искусство — форма того, что возникает в другом), так и сила питательной души и впоследствии в самих животных и растениях производит рост, пользуясь в качестве инструментов теплотой и холодом (ибо в них заключается