ее движение, и каждое возникает в силу известной пропорции их), и с самого начала образует природное существо. Ведь материя, на счет которой оно растет и из которой впервые образовалось и само возникающее,— тождественны; следовательно, тождественны и действующая и порождающая силы. Еслигтаким образом, перваялнь есть питающая душа,— она же является и порождающей. И в этом состоит природа каждого существа, находящаяся во всех растениях и животных. Остальные же части души у одних животных имеются, у других — нет.
Итак в растениях женский пол не отделен от мужского, а в животных, у которых он разделен, мужской пол нуждается в женском. Однако может возникнуть вопрос: если самка имеет ту же самую душу, и материей зачатка является выделение самки, почему же она нуждается в содействии самца и не порождает сама из себя? Причина— в том, что животное отличается от растения наличием ощущения. Невозможно наличие лица, руки или какой-нибудь другой части без присутствия чувствительной души или в действительности, или в потенции, притом— или в определенном виде, или просто: ведь тогда будет труп или часть трупа. Если, таким образом, самец производит душу, там, где самец отличается от самки, для самки невозможно порождать- животное самой из себя, иба сказанное и значит быть самцом. 77 Что указанная апория имеет основание, очевидно; начпримере птиц, рождающих жировые яйца, именно, что до известной степени самка способна порождать. Далее, и это вызывает затруднение, в каком смысле можно сказать, что яйца их живут? Ведь так, как плодоносные яйца, они жить не могут: тогда из них возникали бы в действительности одушевленные существа; с другой стороны, они не живут и так, как дерево или камень. Ведь эти яйца как-то гибнут, как если бы они раньше были до известной степени причастны жизни; ясно, таким образом, что они имеют какую-то душу в потенции. Какую же? По необходимости, конечно, последнюю, а такой является
|
|