double arrow

АРИСТОТЕЛЬ. питательная душа: ойа в .одинаковой мере свойственна животным и растениям


питательная душа: ойа в.одинаковой мере свойственна животным и растениям. Почему же она не довершает развития частей и животного? Потому, что они должны иметь чувствующую душу: ведь части животных не тако­вы, как у растений, поэтому требуется участие самца, ибо у них самец существует в отдельности. Это и показы­вают жировые яйца, которые становятся производящи­ми, если только в подходящее время самец покроет самку. Но о причине этих явлений речь будет впослед­ствии. Если же существует какой-нибудь род животных, где самки имеются, самцов же обособленных нет, то там есть возможность, рождать из себя животных без спари­вания. Это вполне достоверным образом до сих пор не наблюдалось, но имеются сомнения относительно рыб, ибо у так называемых эритрин ни один самец не был когда-либо обнаружен, а только самки, и притом полные зачатков* Но относительно этого мы не имеем достовер­ного опыта; однако существа, которые ни самки, ни f 4ib самцы, имеются и в роде рыб, например, угри и один род кестрея в болотистых реках. Там же, где женский пол отделен от мужского, самке невозможно самой по себе порождать до конца: ведь тогда самец существовал бы напрасно, а природа напрасного ничего не делает. По­этому у животных этого рода самец, всегда завершает порождение, так как он внедряет чувствующую душу или через самого себя, или через семенную жидкость. А так как в материи потенциально существуют части животного, то, когда возникнет начало движения, они, как в чудесных автоматах, по порядку связываются друг с другом. И на утверждение некоторых натурфилософов,78 что подобное несется к подобному, следует возразить, что частицы двигаются не в том смысле, что переменяют место, а оставаясь на месте и изменяясь в отношении мягкости и твердости, в отношении окраски и прочих различий однородных частей, становясь в действитель­ности тем, чем они раньше были в потенции. Прежде всего образуется начало, которым является у животных с кровью сердце, у других—аналог его, о чем чазто говорилось. И что оно образуется первым, очевидно не только из чувствующего восприятия, но из факта кон-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: