Аристотель. Шении они возникают из семени, в другом — не из се­мени, и здесь — самопроизвольно, там — друг от друга


шении они возникают из семени, в другом — не из се­мени, и здесь — самопроизвольно, там — друг от друга, или одни — так, другие — иначе. Вследствие противо­положности их природы и природы растительной, на земле черепокожие не водятся совсем^ разве только ка­кой-нибудь небольшой род, вроде улиток, или, быть мо­жет, другие подобные им, но редко встречающиеся; в море же и других водных местах их очень много самой разнообразной формы. Растений же в море и реках мало и даже совсем, можно сказать, нет, а все они возникают на земле, ибо природу они имеют аналогичную и в то же время отличающуюся. А поскольку влажное жизнен­нее сухогочи вода — земли, постольку же и природа че-репокожих — жизненнее природы растений, ибо как растения стремятся к земле, так черепокожие — к вла­ге, как если бы растения были наземными устрицами, а усурицы — водными растениями. По этой же причине существа, живущие в воде, более разнообразны по форме, чем наземные, ибо вода по своей природе более спо­собна оформлять, чем земля, а в отношении.евоей телесно­сти 123 немного уступает, в особенности морская: веде 3i6ib питьевая вода, будучи сладкой и питательной, менее телесна и вдобавок холодна. Поэтому животные бескров­ные и теплой природы не возникают в озерах и в солоно­ватых водах, пригодных для питья, или сравнительно редко, — например, черепокожие; мягкотелые и мягко скорлупные (все они ведь — бескровны и холодной при­роды), а в лиманах и устьях рек возникают, ибо они ищут одновременно и тепла, и пищи; море же — и влажно, и более телесно, чем питьевая вода, и содержит все час­тицы воды, воздуха и земли, так что составляет часть всех животных, возникающих в отдельных местах. Рас­тения можно отнести к земле; водных животных — к воде; сухопутных — к воздуху; а «больше и меньше», «бли­же и дальше», следует полагать, производят боль­шую и достойную удивления разницу. Четвертый же род существ следует искать не в этих местах; однако, должно быть что-нибудь соответствующее огню; ведь он числится четвертой стихией. Но огонь никогда не появляется в двойственной ему форме, а всегда в «каком-нибудь дру-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: