благодаря тому, что в земле содержится вода, в воде — пневма, а в ней во всей—душевная теплота," так что в известном отношении все полно души. Поэтому образование идет быстро как только теплота будет захвачена; она захватывается, и, вследствие нагревания телесных жидкостей, возникает как бы пузырек пены. Разница, почему образуется один раз более ценный род, другой раз — менее ценный, заключается в восприятии душев-него начала, а это зависдт и от места, и от воспринимающего тела. В морской воде содержится много землистого вещества, поэтому из подобного рода состава возникает природа черепокожих, вокруг которых землистое вещество уплотняется и затвердевает таким же образом, как в костях и рогах (ведь все они не плавятся от огня); а внутри заключается живое тело. Спаривание у них наблюдалось только в роде улиток; происходит ли их возникновение в результате спаривания или нет, — это в достаточной степени не выяснено. При правильной постановке исследования следует искать, какое образование, соответствующее материальному началу, существует 762Ь у них. У самок ведь оно представляет собой известное выделение животного, из которого движущее начало самца, потенциально такое же, как и то, откуда оно вышло, производит животное. Здесь же, что следует им считать и каково и откуда берется движущее начало, соответствующее мужскому? Надо полагать, что и у рождающих животных животная теплота производит из введенной пищи, путем отделения и переваривания, то выделение, которое является началом зачатка. То же происходит и у растений; только у них и у некоторых животных не требуется мужского начала, так как они имеют его вдза-^мих себе, в смешанной виде, а у большинства животных выделение в нем нуждается. Пищей для одних служит вода и земля, для других — происходящее^ отсюда; таким образом то, что животная теплота производит из пищи, то летняя теплота окружающей среды соединяет путем варения и образует из морской воды и земли. А та часть душевного начала, которая заключена в пневме или выделяется последней, производит зачаток и сообщает ему движение, Образование растений, возникающих само-
|
|