возникают и растут из одного и того же вещества, т. е. из пищи, то каждая из частей будет возникать из такой материи и такого выделения, которые она способна воспринять. Далее, возникновение происходит по нашему мнению, в известном отношении из противоположного. Наконец, кроме этого, следует принять, что, если уничтожение есть изменение в противоположное, то в противоположное должно изменяться и то, что не может быть побеждено устрояющим началом. Исходя из этих положений, мы, быть может, скорее выясним причину возникновения в одном случае самки, в другом — самца. Когда начало не победит и не сможет вследствие недостатка теплоты сварить вещество и довести каждое до свойственной ему формы, но потерпит в этом отношении неуспех, то необходимо произойдет изменение в противоположное. Но самцу противоположна самка и именно постольку, поскольку одно — самец, другое — самка. А так как самка отличается по своей способности, то и орган имеет отличающийся; на него, следовательно, и будет направлено изменение. А когда одна важная часть изменяется, все строение животного начинает приобретать много отличия. Это можно наблюдать на евнухах, которые по удалении одной части так значительно изменяют свой первоначальный вид, что становятся мало чем отличающимися от женщин. Причина — в том, что некоторые части являются началами (ведущими); когда же начало сдвинуто, должно переместиться и многое, связанное с ним. Если, таким образом, самец есть некое начало и причина — и самец существует, поскольку он в состоянии делать что-то, а самка — поскольку це в состоянии, мерой же силы и бессилия служит способность или неспособность варить конечную пищу, которая у живот-чббь ных, имеющих кровь, называется кровью, а у прочих — аналогом и причина этого заложена в начальной части, содержащей в себе начало природной теплоты, то необходимо, следовательно, чтобы у животных с кровью образовалось сердце и возникающее животное стало самцом или самкой. У других же родов аналог сердца есть мужское и женское начала. Итак, сердце есть начало мужского к женского пола и в нем же заключается причина.