Примечания. Кара Гертви/га, который филогенетические черты в зародыше «водил к необходимым стадиям развития, мы видим поворот к учению Ари­стотеля



кара Гертви/га, который филогенетические черты в зародыше «водил к необходимым стадиям развития, мы видим поворот к учению Ари­стотеля. О повышении организации см. в книге «О частях животных», стр. 137 и примечание 137.

68 Здесь находит себе объяснение известная фраза Аристотеля:
^человек порождает человека и солнце» («Физика», II, 194 Ъ), над которой
всегда останавливались комментаторы, предполагая в этом месте какой-то
перерыв или искажение текста.

69 Учение о разуме в отношении его происхождения и места в
природе у Аристотеля нигде не выяснено до конца в противоположность
Демокриту, учившему о тождестве разума и души, которая, по его мнению,
образуется мелкими атомами огня. Эпитет «божественный», постоянно при­
меняемый к разуму, в устах грека-политеиста звучал, конечно, несколько
иначе, чем теперь, и прилагался также к небесным светилам и эфиру.
Связь с первым двигателем, который является,, по Аристотелю, чистым ра­
зумом, — что прежде всего приходит на мысль, — у Аристотеля нигде
не высказывается; да, кроме того, этот двигатель неподвижен, замкнут и
мыслит только самого себя. Находясь вне природы, он движет не толчком,
а скорее притягивая к себе; об эманации этого разума (в смысле порожде­
ния природного разума, как учил впоследствии Плотин) не может
быть и речи. Предположение К а м п е, одного из исследователей этого
вопроса, что материальным субстратом разума является эфир, очень за­
манчиво, и его можно вывести из некоторых фраз, но только Аристотель
нигде этого прямо не высказывает, а сделать это было бы очень легко.
Остается предположить, что в этом пункте Аристотель сам не свел концы
е концами и тем предоставил комментаторам возможность дополнять его
по собственному усмотрению. Поэтому-то Аристотель, совершенно чуж­
дый и даже враждебный христианству (отрицанием бога-творца и промы-
слителя, личного бессмертия и загробной жизни, этикой, построенной на
земной основе достоинства и совершенствования личности), мог оказаться
persona grata схоластики и католицизма гораздо больше Платона, кото­
рого церковь могла брать целиком без всяких дополнений (Brentano,
Aristoteles Lehre vom Ursprung des menschlichen Geistes, Lpz., 1911, a
также моя «Натурфилософия Аристотеля», глава б).

70 Весь последний абзац о формировании зачатка Ауберт и Виммер
заключают в квадратные скобки, предполагая, что он стоит^ не на своем
месте, но где это место, указать не могут. Формирование заро­
дышу начинается с того, что на его поверхности образуется кожица, или
корка; также описывается оно в книге «О природе ребенка» («Гиппократов
сборник»).

«Когда мать привлечет к себе холодный воздух, им пользуется семя, которое, будучи в теплом месте, есть теплое, и тогда, конечно, оно вос­принимает воздух и испускает, и вздувшееся семя обтягивается оболочкой, так как внешняя поверхность у него, сделавшись непрерывной вследствие липкости, со всех сторон связывает его. Подобно этому бывает и в печеном хлебе: на поверхности его находиться нечто тонкое, наподобие кожицы, ибо хлеб, нагреваясь и вздуваясь, поднимается, а где он вздувается, там об-* разуется упомянутая кожица» (стр. 232—233 русского перевода).


-232



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: