Диалогичным образом описывает Аристотель возникновение зачатка при самопроизвольном зарождении (см. III, II, 762а).
Несколько слов о «нерве» (vsopov). Аристотель не отличал еще нервов от сухожилий и связок (это различие установлено александрийскими анатомами), и «нервная природа» чаще всего переводится как «сухожильная»; но из разных мест видно, что Аристотель обозначал этим названием различные виды плотной соединительной ткани; эдесь он это высказывает определенно.
71 Здесь имеется в виду плацента некоторых акул.
78 Здесь заканчивается первая, общая часть труда и начинается вторая, посвященная развитию различных родов животных, так сказать, частная эмбриология. Начало ее не совпадает даже с началом новой главы: лишнее доказательство случайного характера всех подразделений текста.
73 Большая вена — нижняя полая.
74 У Аристотеля и гиппократиков не было особого термина для обо
значения влагалищ, а; они называли его просто: место перед мат
кой; оно появляется позднее (ъ61ко<; у Сорана). В квадратные скобки Ау-
берт и Виммер заключили место, которого, по их мнению, не было в под
линнике.
|
|
75 Пессарии, или, точнее, тампоны, часто применялись грече
скими врачами для лечения женских болезней; они делались из куска
мягкого полотна, сложенного в несколько раз (иногда из комка шерсти,
обернутого материей), на которое помещались лекарства; их вводили во
влагалище и прикладывали к маточной шейке.
76 Хорионом называлась наружная оболочка плода (перво
начальное значение—кожа); термин амнион, введенный будто бы Эм-
педоклом, у Аристотеля и Гиппократа не встречается. Чаще хорионом на
зывали послед, или детское место.
77 Ауберт и Виммер считают последнюю фразу испорченной. Но, во-
первых, неясности встречаются у Аристотеля не так уже редко, а во-вто
рых, смысл этого места понятен, особенно в несколько распространенном
латинском переводе Didot («quod enim diximus id est quo mares mares
sunt»). Аристотель говорит, что сказанное им раньше о порождении самцом
входит в определение его сущности.
78 Здесь имеется в виду главным образом Эмпедокл.
79 Возникновение и уничтожение представляют
собой «изменение (движение в широком смйслё4) по принципу-п р о т и-
в о р е ч и я». Изменение несуществующего в существующее есть возник
новение Просто или вообще; обыкновенно приходится иметь дело с опреде
ленным возникновением, например, возникновением белого из небелого
(«Физика», V, I).
80 Ссылка на величину глаз показывает, что наблюдения
Аристотеля над развитием производились на птичьих зародышах, так как
у них глаза сразу привлекают внимание своей величиной, тогда как у
млекопитающих на ранних стадиях они мало заметны. Аристотель был
не первый, занимавшийся этими наблюдениями: автор книги «О природе
ребенка» рекомендовал производить их систематически; он писал: