double arrow

Завершающий этап создания простого фильма

3

После того, как клипы смонтированы, их можно улучшить и исправить недочеты. Для этого в эпизод часто монтируются новые клипы, которые связаны или синхронизированы с уже имеющимися клипами. Чтобы не нарушать уже имеющиеся в эпизоде клипы, нужно отметить точками InиOutопределенную часть материала в окне Timeline, подлежащую правке или монтажу. Разметка на Timeline осуществляется таким же образом, как и в окне Viewer.

Например, разметка в окне Timeline необходима при привязке музыкального трека к имеющемуся материалу. Практически каждое музыкальное видео имеет привязку к ритму музыки. Таким образом, сначала музыка монтируется в окне Timeline,затем размечаются определенные моменты в музыкальном сопровождении, после чего видео монтируется в привязке к этим моментам.

Еще одним примером может служить привязка к комментариям диктора. Часто требуется смонтировать определенный видеоряд так, чтобы он соответствовал закадровым комментариям. Для этого в эпизоде снова делается разметка трека комментатора, в соответствии с которой затем происходит монтаж видеоряда по расположению и длительности.

При монтаже интервью и документальных фильмов происходит совмещение различных фрагментов, запечатлевших отдельные реплики одного и того же человека, после чего врезками устраняется недостаток, связанный с резким переходом между последовательно расположенными частями интервью.

В Final Cut Proможно копировать, вырезать, вставлять клипы или части эпизода так же, как это делается при редактировании текстового документа. Для этого в FCPсуществуют специальные сочетания клавиш.

Чтобы скопировать клип, его нужно выделить и нажать комбинацию клавиш {Command + C}. Чтобы вырезать клип, нужно нажать {Command + X}. Чтобы вставить вырезанный или скопированный клип в определенном месте, нужно установить Playhead в этом месте и нажать комбинацию клавиш {Command + V}. Чтобы удалить размеченную часть эпизода или выделенных треков и переместить остальные материалы на место удаленного материала, нужно нажать {Shift + Delete} или выбрать в меню Sequence > Ripple Delete. При нажатии клавиши {Delete} все клипы во всех отмеченных выделенных областях будут удалены.

Добавление перебивок.Чтобы сделать понятный фильм, часто приходится монтировать воедино фрагменты нескольких клипов, где запечатлен только говорящий на камеру человек, и располагать их в логическом порядке. Иногда требуется монтировать различные фрагменты из одного и того же клипа.

Например, переход от одного клипа с интервью к другому клипу с тем же самым рассказчиком называется скачком. Эти скачки могут казаться зрителю очень резкими, решение проблемы состоит в том, чтобы подмонтировать другой материал в месте монтажного стыка. Такие вставки-заполнители называют врезками. Источник врезки иногда называют В-роликом.

Прежде всего, на месте грубой склейки нужно разместить маркеры Inи OutнаTimeline, для определения отрезка, который будет перекрыт врезкой. Затем следует выбрать источник врезки и установить точку Inв окне Viewer. Использование трех маркеров для монтажа называется трехточечным монтажом.

Рис. 2.32. Размеченная область в окне Timeline

Для разметки в окне Timeline используются те же общие процедуры, что и при разметке в окне Viewer. Метка воспроизведения располагается в месте установки монтажной точки, а с помощью комбинаций клавиш {I}и {O} устанавливаются точки InиOut. Также можно использовать кнопки Mark InиMark Out в окне Canvas для установки меток в окне Timeline.

Точка In появится в области линейки окна Timeline, на полосе прокрутки окна Canvas, а также в области изображения окна Canvas. В окне Timelineвсе точки, следующие за точкой In, будут подсвечены (выделены), показывая, что они являются частью выделенной в настоящий момент области (рис. 2.32).

Поле Timecode Duration в окнеCanvasотображает при этом длительность размеченного фрагмента, а не всего эпизода (рис. 2.33).

Рис. 2.33. Поле Timecode Duration в окнеCanvas

Две метки в окне Timelineопределяют местоположение и длительность. Все, что требуется в окне Viewer – точка In, определяющая начало использования содержимого источника. Точка In клипа-источника будет выровнена относительно точки Inв окне Timeline. Содержимое источника будет воспроизводиться до точки Timeline Out (рис. 2.34).

Рис. 2.34. Установка меток при трехточечном монтаже

Если точки InиOutесть в исходном клипе в окне Viewer и в окне Timeline, и они соответствуют различным длительностям, монтажные точки в окне Timeline всегда имеют приоритет, и точка Out в окне Viewer будет игнорироваться.

Врезку можно разместить в любом месте над точкой монтажа, чтобы она перекрывала собой скачок между двумя роликами. При размещении клипов друг над другом в эпизоде (рис. 2.35) результаты для видео- и аудиоданных получаются различными. Все звуковые клипы комбинируются в единый микс. Что касается видеотреков, то преимущество получает тот видеоматериал, который располагается выше остальных.

Рис. 2.35. Размещение клипов в окне Timeline

Монтаж закадровой речи.Треки с закадровой речью используются во многих жанрах, включая документальное кино, новостные программы, реалити-шоу и даже художественные фильмы. Во многих проектах трек сценария или закадровой речи монтируется в первую очередь, после чего режиссер монтажа приступает к наложению соответствующего исходного материала на основании того, что говорит диктор.

Чтобы приступить к монтажу клипа с речью диктора, нужно открыть его в окне Browser, после чего в окне Viewer отобразится диаграмма звуковых волн, руководствуясь диаграммой нужно поставить точки In и Out.

При изучении диаграммы звуковых волн (например, представленной на рис. 2.36) легко понять, где комментатор начинает и прекращает говорить, поэтому можно расставить точки In и Out, руководствуясь только этой диаграммой.

Монтаж трека с комментариями является еще одним примером трехточечного монтажа. Две монтажные точки в окне Viewer определяют содержимое и длительность, а Playhead в окне Timelineопределяет местоположение. Пока еще не установлены метки воспроизведенияIn и Outв окне Timeline, можно использовать Playhead для определения места монтажа.

Также диаграммы звуковых волн для аудиотреков можно включить в окне Timeline. Для этого в левом нижнем углу окна Timeline нужно щелкнуть на кнопке Track Layout (рис. 2.37).

Появившееся всплывающее меню (рис. 2.38) содержит несколько опций, позволяющих изменить отображение клипов в треках окна Timeline. Можно также указать другую высоту трека, воспользовавшись соответствующей опцией внизу меню.

Рис. 2.36. Диаграмма звуковых волн в окне Viewer

Рис. 2.37. Кнопка Track Layout в окне Timeline

Во всплывающем меню нужно выбрать Show Audio Waveforms. В окне Timelineотобразится диаграмма, аналогичная диаграмме в окне Viewer, но она будет меньше размером.

Для включения и отключения диаграмм звуковых волн можно также использовать сочетание клавиш {Option + Command + W}. Для отключения и включения розовой линии уровня громкости можно использовать сочетание клавиш {Option + W}.

Рис. 2.38. Всплывающее меню в окне Timeline

Чтобы подмонтировать видеоклипы к треку с закадровой речью можно было бы просто воспроизвести клип с речью диктора и расставить точки In и Out в соответствующих местах. Однако, можно использовать и другие инструменты и клавиши, предусмотренные в Final Cut Pro. Чтобы наложить видеоматериал на клип с комментариями можно использовать специальный инструмент для разделения клипа, например, после каждого предложения, благодаря чему, каждое предложение станет самостоятельным клипом.

Перед работой с панелью инструментов, необходимо убедиться, что включена функция закрепления (Snapping). Кнопка Snappingрасполагается в левом верхнем углу окна Timeline.

Для того, чтобы разделить клип, на панели инструментов нужно щелкнуть на инструменте Razor Blade, либо нажать клавишу {B}. Затем нужно переместить инструмент Razor Bladeна трек, закрепить его на позиции Playhead и щелкнуть на клипе, чтобы создать новую точку монтажа в этом месте трека.

Индикаторы сквозного монтажа (красные стрелки) у точки монтажа (рис. 2.39) указывают на то, что исходный материал является сквозным в данной точке монтажа, как и в исходном клипе. Каждый раз при разделении клипа в новом клипе отображается имя исходного клипа.

Рис. 2.39. Индикаторы сквозного монтажа в окне Timeline

Разделив клип в нужных местах, можно удалить отделенные части, скопировать их, переместить или пометить. Если расположить Playhead между индикаторами сквозного монтажа и нажать клавишу {X}или кнопку Mark Clipв окне Canvas, то точки In и Out будут располагаться на первом и последнем кадрах клипа, над которым находится метка воспроизведения в окне Timeline (рис. 2.40). Чтобы убрать все метки, нужно нажать комбинацию клавиш {Option + X}.

Рис. 2.40. Разметка клипа в окне Timeline

Новые точки монтажа также можно создать в месте расположения метки воспроизведения выбрав команду Sequence > Add Edit. Используя соответствующую этой функции комбинацию клавиш, {Control + V}, можно создавать точки монтажа непосредственно во время воспроизведения клипа.

Чтобы смонтировать видеоклип с помощью «обратного заполнения», необходимо определить место, в районе которого клип завершается (а не начинается). Для этого следует установить лишь точку Out в исходном клипе в окне Viewer. Без точки Inточка Out, установленная на исходном материале, будет выровнена с точкой Out в окне Timeline. Точка Inисходного материала будет определена посредством обратного заполнения клипа, т. е. заполнения пространства в обратном направлении до точки Inв окне Timeline. Этот процесс получил название «обратное заполнение» по той причине, что Final Cut Pro находит начало клипа, анализируя его с конца и измеряя длительность по направлению к началу.

При обратном заполнении клипов следует убедиться, в отсутствии точки Inв окне Viewer. В противном случае точка Inвыровняется с точкой Inв окне Timeline. Чтобы удалить точку Inможно воспользоваться комбинацией клавиш {Option + I}.

Монтаж музыки. Монтаж музыкальной дорожки несколько отличается от монтажа закадровой речи. В случае с комментариями монтажер действует согласно сценарию или дожидается конца предложения (или иного момента речи) и устанавливает в этом месте метки. При работе с музыкальной дорожкой решающими аспектами являются музыкальный ритм и музыкальные фразы, на основании изменения или повторения которых определяется место монтажа материала. Final Cut Pro предусматривает еще один способ разметки клипа, заключающийся в расстановке меток в определенных точках клипа или эпизода. Вместо расстановки одиночны точек Inи Out, можно создавать несколько маркеров в одном клипе или области Timeline.

Маркеры являются своеобразными «подсказками», напоминающими о том, где следует установить точки монтажа, где имеют место определенные музыкальные фразы, где начинается та или иная сцена, или на каком месте был прерван монтаж в окнеTimeline. Маркеры могут быть преобразованы в точки монтажа, если требуется смонтировать материал в соответствующем месте.

Чтобы приступить к монтажу музыки, нужно открыть аудиоклип в окне Browser, после чего в окне Viewer отобразится диаграмма звуковых волн, а затем смонтировать его, так, как это необходимо. При прослушивании музыки можно услышать, в каком месте следует смонтировать видеоматериал, поэтому диаграммы звуковых волн при работе в окне Timelineне потребуются. Чтобы их отключить, нужно нажать комбинацию клавиш {Option + Command + W}.

Чтобы расположить маркер на клипе, нужно расположить Playhead в том месте, где необходимо расположить маркер и нажать клавишу {M}. В области линейки Timelineпоявится зеленый маркер (рис. 2.41). В окне Canvas маркер отобразится в области перемотки, а имя маркера отобразится наложением в области изображения. При монтаже музыки установка маркеров на определенных тактах или музыкальных фразах музыкальной композиции значительно упрощает работу и позволяет использовать другие функции Final Cut Pro.

Рис. 2.41. Маркер в окне Timeline

Чтобы отредактировать параметры маркера, нужно открыть окно Edit Marker (рис. 2.42)Для этого нужно расположить Playhead на маркере и нажать клавишу {M} еще раз. В окне Edit Marker присутствуют параметры установки маркера в месте, определяемом временным кодом; здесь также можно указать длительность маркера и удалить маркер. Кроме того, можно создавать маркеры других типов, например, маркеры озвучивания для программы Apple Soundtrack Pro, а также устанавливать маркеры сжатия и глав, если рассматриваемый эпизод Final Cut Proбудет использоваться в проекте DVD Studio Pro

В области перемотки окна Canvasмаркер отображается желтым цветом, когда метка воспроизведения находится непосредственно над ним (рис. 2.43).

Чтобы удалить маркер, нужно переместить Playhead на него и нажать {Command + ` (клавиша символа тупого ударения)}. Чтобы переместить уже созданный маркер, нужно переместить метку воспроизведения на новое место и нажать {Shift + `}. Чтобы найти другие действия для маркеров, нужно выбрать в меню Mark > Markers.

Рис. 2.42. Окно Edit Marker

Рис 2.43. Отображение маркера в окне Canvas

Маркеры можно добавлять также при воспроизведении музыкального трека. Чтобы переместить Playhead к предыдущему или последующему маркеру, нужно нажать комбинации клавиш {Option + M} или {Shift + M}, соответственно.

Чтобы перейти к маркеру, можно щелкнуть правой кнопкой мыши на области линейки Timeline и выбрать маркер в контекстном меню. Аналогично использованию клавиш {стрелка вверх} и {стрелка вниз} для перемещения назад и вперед к следующему клипу можно использовать клавишу {Shift} в сочетании с клавишами {стрелка вверх} и {стрелка вниз}, для перемещения к предыдущему или следующему маркеру.

После установки маркеров на музыкальном клипе, можно использовать их для создания точек InиOut для новых видеороликов. Для этого нужно расположить Playhead между двумя маркерами и выбрать в меню Mark > Mark to Markersили нажать клавиши {Control + A}. В окне Timelineточка Inбудет расположена на первом маркере перед меткой воспроизведения, а точка Out – на первом маркере после нее (рис. 2.44). Вместо маркирования всего клипа целиком маркируется лишь область между этими двумя маркерами. При наличии этих меток в окне Timelineв окне Viewerпотребуется лишь одна метка для выбора исходного содержимого, охватывающая нужный диапазон тактов музыкального воспроизведения.

Рис. 2.44. Создание точек InиOut с помощью маркеров в окне Timeline

Маркеры также можно устанавливать на отдельных клипах. Это полезно при перемещении данного клипа в другое место эпизода. Маркеры перемещаются вместе с клипом.

3

Сейчас читают про: