Культурные кризисы

Политические изменения являются следствием не только стр"турных, но и культурных кризисов, выражающихся в конфлидуховных ценностей и моральных норм. Легитимность утрачивает силу, если формальные ценнрсти, провозглашенные офици.альной культурой, вступают в противоречие с ценностями, исп

недуемыми оппозиционным движением. Когда государственнаяполитика противостоит неформальным правилам, определяю-щим жизнедеятельность политических организаций, возможнадеинститу'ционализация системы. Широкое распространениеполучают коррупция в государственном аппарате и цинизм.вмассах.

С точки зрения реальной перспективы дезинтеграция коали»>ши, обеспечивающей исполнение правительственных решений,предшествует ослаблению легитимности. Согласно РэндоллуКоллинзу, поддержание стабильности в системе зависит преждевсего от действий власти, поддерживающей общественный по-рядок:

«Легитимность... основывается на представлении, что наиболеебезопасно находиться в самом центре власти. Не без дюркгеймов-ских положений это представление со временем было подкрепленонравственным убеждением в том, что такая власть правильна и не-обходима. Но это лишь внешняя сторона дела. Правительство; об^ладающее сильной коалиционной властью, само обеспечивает себелегитимность; правительство, обладающее моральной легитимно-стью, но не способное сохранить за собой обеспечивающую испол-нение решений коалицию и допускающее внутренние вооружен-ные конфликты, теряет способность руководить и в конечном счё-те легитимность»4.'.-■■■,.'.. '!-

Когда гфавитбльственные' чиновника уже не tt состояцЩсдерживать насилие или заключать союзы с национальйьши Ы5&сдиневдямй и иностранными инсщітутами, легитимности режи-ма приводит конец. Ведущие оппозиционные элиты и их Matco-вые сторонники уже не считают политическую систему нравст-венно Состоятельной4." ' '

Между 'уем с культурной точки зрения легитимность усиливаетстабильность политической системы: Находя свое воплощение ввыступлениях, мифах, лозунгах, символах, ритуалах и церемониях,культурные ценности выражают смысл политической деятельно-сти. Они дают объяснение событиям, направлению деятельности,устанавливают юридические нормы и находят причины для при-несения жертв. Стоящие у власти элиты высказывают свои сообра-жения, ссылаясь на те структурные ограничения, которые не по-зволяют ставить под сомнение правомерность существования дан-ной политической системы. Эти упредительные меры срабатыва-ют, если люди считают, что цена устранения тех или иных полити-ческих авторитетов слишком велика по сравнению с возможнымивыгодами. Систему удается сохранить и тогда, когда простые граж-дане и верхние эшелоны принимают ассоциируемые с существую-щим режимом нормативные обязательства, например, что ролевое.

поведение предполагает лояльность по отношению к официал^ной интерпретации прав и обязанностей граждан.>\

В частности, в XX в. по мере возрастания участия масс в поли4;тике лидеры стали ощущать настоятельную потребность в легиитимизации своего правления. Если власти и другие слои насел"'ния воспринимают данную политическую систему с морально'точки зрения как желательную, то представление О легитймностслужит ей дополнительной поддержкой. Легитимность основы1вается на убеждении, что и сама система, и ее правители способ*ны обеспечить желаемые блага как духовно-нравственного, такматериального характера. Люди верят в то, что правительств,стоит на страже гражданских добродетелей, справедливости, дан1,стоинства и уважения личности. Оно должно обеспечивать поли-тическую стабильность, денежное обращение, субсидии, креди-ты, рабочие места, землю, а также качественные образование,,жилье и здравоохранение. С помощью убеждения легитимныеправительственные чиновники обосновывают свое право нивдасть. Обеспечение ими необходимых нравственных и матери*альных потребностей оправдывает их существование. Тем самымполитическая система обеспечивает себе всеобщую поддержку н добровольное повиновение и высокоморальное, общество. Точ-ную информацию правительственным политикш предоставляет!как общество в целом, так и группы влияния и технические спе-,цйалисты. Руководители правительств^ могут вырабатывать почлитику, помогающую политической системе преодолевать струк«?турные кризисы.,(1Л

Ослабление политической легитимности улучшает перопежлтивы системной трансформации, говорит о снижении поддерж- іки со стороны общества, упадке нравственности и принудитель-\ном подчинения властям. Правительство вынуждено расходо-*вать свои скудные ресурсы на репрессивные органы, обеспечи-jвающие повиновение населения. У него остается не так много <средств на развитие экономики и социальную сферу а это''именно те цели политической деятельности, которые скорее.всего могут обеспечить ему поддержку. Принуждение порожда-ет страх, заставляет уклоняться от передачи политикам точной иполной информации. Система становится менее защищеннойот структурных кризисов. Следующая стадия разочарованиетех, кто раньше поддерживал правительство; теперь у них появ-ляются отчуждение и цинизм по отношению к нему. Возникаетоппозиционная идеология, делающая упор на нравственноевозрождение и лишение старого режима легитимности. Опреде-

\

ляя материальные интересы, эти нравственные ценности спо-собствуют активизации оппозиции. Если лидерам оппозицион-ного движения удается убедить отвернувшихся от правительст-иа элиту и массы, что их движение обеспечит нравственные иматериальные блага, то переход легитимности к оппозиции молжет послужить толчком к свержению существующей политиче'-ской системы5.

Помимо нелигитимности, деинституционализация означаети культурный кризис, подрывающий политическую систему. Вто время как нелигитимность связывает культурные ценности споведением индивидов, деинституционализация ослабляетсвязь между политическими структурами и культурными нор-мами. Традиции, религиозные заповеди, идеология и конститу-ционные законы предписывают определенные правила поведе-ния. Этими правилами оговариваются.права и обязанностиобщественно-политических структур, включая не только прав-ительственные учреждения, но и отечественные социальныеобъединения и иностранные институты. Если эти права и обя-занности являются составной частью функционирования этихструктур, то политическая система имеет целостный, инстгиту-ционализированной характер. В противном случае возникаетразобщенность. Политическая система страдает от ролевой не-определенности, ролевых конфликтов и коррупции. Подитичё-1с кие. структуры Действуют в соответствии с неформальнымиправилами, отличными от установленных правящим режимом.'Возникает конфликт между личными целями (получение технигческого образования или идеологические знания) и более кол-лективистскими, служащими основой для принятия политиче-ских решений, например, возраст, родственные и этническиесвязи, половая принадлежность. Равенство перед законом всту-пает в противоречие с особыми привилегиями политическихэлит. Духовно-нравственные ценности гражданские доброде-тели, забота 0 благосостоянии,, нравственная чистота т- идут»вразрез с правилами неформального принятия решений, когдаконкретные выгоды получают отдельные чиновники, друзья иродственники. В этих культурных условиях процветают деин-ституционализация и коррупция. Политический процесс захо-дит в тупик.. Существующая политическая система утрачиваетлегитимность. Лидеры-оппозиции, обещающие более честное идеятельное правительство, способны мобилизовать народ наоказание сопротивления, установить контроль над правительст-вом и изменить политическую систему6.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: