Социалистические революции в Китае,во Вьетнаме и на Кубе

После второй мировой войны в Китае, Вьетнаме и на Кубе госу-дарственно-социалистические революции трансформировалиперсоналистские бюрократические.авторитарные режимы вэлитистские мобилизационные системы. В материковой частиКитая Коммунистическая партия Китая (КПК) установила в1949 г. свою власть над'нацией. Мобилизаторы из Коммунисти-ческой партии Вьетнама победили японскую армию в 1945 г.,нанесли поражение французской армии в 1954 г., а в 1975 г. вы-теснили с сайгонской укрепленной базы армию РеспубликиВьетнам. Кубинский лидер Фидель Кастро со своей Повстанче-ской армией захватил власть в государстве в конце 1958 г. Он ус-тановил революционную мобилизационную систему, что при-вело к коренным социально-политическим преобразованиям. В

6 Чарльз Ф. Эйдрейн \Ь\

каждом из названных трех случаев революционеры свергали атократические военные режимы, управляемые в условиях култа личности вождя Чан Кайши, Нгуен Ван Тхиеу и Фульхен$сио Батисты. Победы революций в этих трех странах явилиследствием структурного кризиса, подорвавшего веру в нахогщиеся у власти правительства. Когда проправительственная калиция не смогла больше эффективно использовать репрессиную и консенсуальную власть, революционная оппозиция плучила возможность действовать, вступив в союзы с различи-ми социальными группами. Поступавшая от СоединенньШтатов экономическая и военная помощь официальным реямам не смогла предотвратить их краха.

Трансформация трех бюрократических авторитарных военых режимов в элитйетские мобилизационные системы объясн,ется не огромным количеством военных ресурсов, а тем, как эресурсы были использованы. В Китае, Вьетнаме и на Кубе ков^радируемые военными правительства вначале располіагали болзначительными контингентами войск, вооружениями и технолгически передовым снаряжением, чем революционно настроеная оппозиция. Однако низкий боевой дух солдат, дезертирствоармии и переход войск на сторону революционных сил все:ослабило находящиеся у власти режимы, И наоборот, Народиосвободительная армия Китая, вьетнамская Народная армия, слы национального освобождения в Южном Вьетнаме и возглаляемая Фиделем Кастро Повстанческая армия демонстрироввысокий боевой дух, лучшую дисциплину и более тесное єдине,во Их военные действия проводились на с^атегаческй удобрасположенных базах в сельской местности» в частйосщ•■>»toiпрактически не контролировавшихся правительством. И лшдь'заключительных стадиях кампании революционеры захватывалгорода.:;.■ v.. ■; /■.■■■...;.',.,,v,.

Несмотря на то что начинали революционеры в сельских и|^бирательных округах, рано или поздно им удавалось создать т рокую коалицию многих классов, которая наносила пораженістоящему у власти правительству, не имеющему опоры В массК революционному движению примыкали фермеры^арендато!ры, безземельные крестьяне, студенты, интеллигенция (врачюристы, журналисты, учителя) й даже некоторые предпринима;тели. Антикоммунистические правительства так и не смог,добиться поддержки широкой коалиции. Например, в кон20-х годов китайские коммерсанты, преподаватели и студенты ) портовых городах, таких, как Шанхай и Кантон, подцерживаГоминьдан (народную партию); однако к середине 30-х годов:

поддержка прекратилась. В рядах Гоминьдана наибольший весприобрели самые консервативные из землевладельцев и воена-чальников. Националистический режим Чан Кайши импониро-вал в основном этой земельной аристократии, а также биржевымспекулянтам, банкирам, армейским офицерам из провинции иактивистам народной партии на местах.

С аналогичными проблемами столкнулось во Вьетнаме сай-гонское военное правительство, пытаясь организовать поддерж-ку различных социальных групп. В числе его главных защитни-ков были вьетнамские генералы, солдаты, тайная полиция, слу-жащие, переводчики, управляющие отелей, торговцы недвижи-мостью, импортеры предметов роскоши, воротилы «черногорынка», продавцы наркотиков, «девочки из бара», проститутки.Всем этим группам было выгодно ввенное господство и помощьРеспублике Вьетнам со стороны.Соединенных Штатов. Когда вначале 1973 г. американцы стали покидать страну и мощь юж-новьетнамской армии начала убывать, группы, ранее поддержи-вающие сайгонское правительство, не слишком старались емупомочь.

На Кубе к концу 1958 г. единственными крупными группами,сохранившими лояльность генералу Батисте, были американскиеинвесторы и кубинские бизнесмены, связанные с промышлен-ными кругами США. Промышленники, под чьим контролем на-ходилась электроэнергетика, телекоммуникации, транспорт, су-доходство, рбскошные отели, банки, туристический и игорньійбизнес и связанный с ними сервис боялись, что победа Повстан-ческой армий лишит их контроля нйд доходными секторами эко-номики Кубы.

Без мощного репрессивного контроля и поддержки опреде-ленных социальных групп правительство не могло рассчитыватьна то, что помощь Соединенных Штатов удержит их у власти.Американская администрация Трумэна щедро снабжала китай-ское националистическое правительство военными и экономи-ческими ресурсами. Свыше 50 тыс. американских морских пехо-тинцев помогали защите Пекина и других северных городов отатак войск Коммунистов. Военно-морские и военно-воздушныесилы США занимались переброской войск националистов дляборьбы с КПК в Северном Китае. Однако в 1947 г. американскаяморская пехота ушла из Китая. Годом позже американское пра-вительство отказалось поставить националистической армииоружие, необходимое для обороны района р. Янцзы. В 1949 г. На-родно-освободительная армия одержала победу на материке.Правительство Южного Вьетнама проиграло гражданскую вой-

ну, так как зависело от Соединенных Штатов в плане психолоческой поддержки, поставок военного снаряжения и экономиской помощи. Когда в августе 1973 г. Конгресс США приоста».вил оказание помощи и запретил военные операции своих силВьетнаме, защитники сайгонского режима почувствовали сдеморализованными и преданными. Их боевой дух упал. Адмнистрация Эйзенхауэра приостановила поставки оружия на Кув марте 1958 г. Поскольку генерал Батиста уже не мог провод»'как репрессивную, так и согласительную политику, к концу гопартизанские силы, возглавляемые Фиделем Кастро, свергли е"режим. '■

Деинституционализация имела место вследствие отсутствчетко определенных процедур, регулирующих функционироние правительственных учреждений. Все три названных режиосновывались на личном правлении, а не на тщательно органзованных институтах или промежуточных структурах, которупрочили бы существующую систему. Эти рудиментарные ситемы функционировали хаотично. Отдельные люди получалиили иные выгоды благодаря личным связям с правителем и епомощниками. Большинство людей равнодушно относилось-правящему режиму, поэтому трудно было организовать сознтельное участие масс в процессе принятия политических реи*ний. Отсюда неспособность плохо организованного государстпроводить политику, нацеленную на решение социальных прблем4.

Политический паралич вел к ослаблению легитимности, ч способствует свержению бюрократических авторитарны^ ситем. По мере ухудшения политико-экономической ситуащправительственные обоснования собственного права на упраление утрачивали аргументированность. Лидеры не могли подерживать порядок, обеспечивать военные успехи и способивовать экономическому росту. Во время второй мировой войняпонские агрессоры захватили прибрежные провинции КитаВ результате гоминьдановское правительство лишилось осно.,ных источников дохода. Рос денежный дефицит, следствием ч ' го стали гиперинфляция и повсеместная коррупция. ЧиновнИки Гоминьдана пользовались своим служебным положение"'для получения доступа к скудным государственным фондам,.:торые они переправляли за границу. Зарплата солдат национдиетической армии если они вообще ее получали была никой. Крестьянская беднота негодовала по поводу призыва в амию, высоких земельных налогов, высокой ренты, непомерныпроцентных ставок и экспроприации правительством зерна.

городах люди свободных профессий, учителя и служащие вы-ступали против репрессивной, коррумпированной политики го-їм иньдановского правительства. Большинство китайцев считалиЧан Кайши предателем за то, что он использовал разгромлен-ную японскую армию для борьбы с китайскими коммунистиче-скими силами-после окончания второй мировой войны. Не ре-шив серьезных проблем, Чан Кайши не смог создать систему ду-ховно-нравственных ценностей, которые сделали бы национа-листический режим легитимным в глазах городского и сельско-го населения.

Аналогичным образом во Вьетнаме и на Кубе лидеры неком-мунистических правительств не обеспечили никаких конкретныхблаг широким массам, не выработали нравственную цель, кото-рая сплотила бы граждан вокруг них. Ослаблению поддержки бю-рократического авторитарного режима способствовали полити-ческое насилие, военно-полицейский террор, незаконные аре-сты, коррупция и ужасающее экономическое неравенство.

Революционными вождями Мао Цзэдуном; Хо Ши МиномиФиделем Кастро были созданы новые, способствующие их ле-гитимизации идеалы, обещавшие людям избавление от нравст-венных и материальных забот. Оставив на втором плане абст-рактную марксистскогленинскую идеологию, эти революцио-неры доказали свое право руководить страной в согласии с соб-ственными националистическими j популистскими программа-ми. Нравственные ценности ориентировали на необходимостьравенства между людьми, установления справедливого Прави-тельства и соблюдения принципа социальной справедливости вотношении бедняков. Эти лидеры обещали землю, занятость,совершенствование системы здравоохранения, повышение без-опасности личности и окончание политико-экономического за-силья иностранцев.

Неэффективность руководства и отсутствие массовой под-держки обусловили дезинтеграцию бюрократической автори-тарной системы. Военные лидеры Чан Кайши, Нгуен ВанТхиеу и Батиста- коррумпированные, колеблющиеся, изоли-рованные от населения, слишком зависели от поддержки ино-странных правительств. Репрессивные силы, творили произволи насилие. Общегражданская политика зависела от капризоввождей и их приближенных, а не консультаций с различнымисоциальными группами. Контроль над подчиненными, военны-ми и правительственными чиновниками был весьма ограничен-ным. Неспособные осмыслить поступающую информацию этивоенные чиновники не могли ни формулировать, ни осуществ-

лять гибкой политики, направленной на решение серьезных плитико-экономических проблем. Не существовало ни однсильной политической партии, способной,мобилизовать масс л на поддержку милитаристских режимов. Например, Гоминьдаподдерживали в городах Южного Китая, но после того каяпонские захватчики оккупировали прибрежные города, он утратил всякое влияние..,

В отличие от них революционеры Китая, Вьетнама и Кубьолицетворявшие собой харизматический тип правителей, вырботали организационные механизмы мобилизации масс на прстивостояни,е бюрократическим авторитарным режимам. МаЦзэДун, Хо Ши Мин и Фидель Кастро выступали в роли героев»объединивших свежих сторонников вокруг идеи создания ново"политической системы. В качестве пророков, идеологов, воемных и партийных вождей они формулировали политические цели, определяли средства их достижения, осуществляли связь р'щеидеологических ценностей с насущными нуждами людейвселяли надежды на лучшее будущее; В момент «ачала гражданск0й войны люди, примкнувшие к революционному движешькак правило, отличались беззаветной преданностью идее; раднее эти «пуристы» іотовьі быди! претерпеть репрессии со с.тор„ны правительства. Когда же щ ппозиция на|б»рал* саду^наибодгмногочисленным становился ираг^атщесдай тип; «ІІрагмати шщ охваченные политическим анФуэиаамом^, полагали, чтвдеятельность будет способствовать завоеванию: г^ударстве-'щ>й'вдасти*\а также достижению других по^йтиче$щхдеяейу/кафедри Из трех названных Стран революционеры до;осущест;ления контроля надр всем обществом устанавливали свой политический режим на отдельных территориях страны. Коммунмстическа» партия Китая, Народно-освободительная армия, Hatциональный фронт освобождения в Южном Вьетнаме и кубин^екая Повстанческая армия организовывали на местах ррган-управления, занимаэшиеся мобилизацией населения и вынод;нявшие ряд гражданских административных функций: распределяли землю, обеспечивали физическую безопасность, улажи|вали споры, осуществляли надзор за образовательными про--граммами, организовывали систему здравоохранения, взимал"прогрессивные налоги, пресекали попытки развязывания граж-данских войн, защищали от правительственных репрессий и со tздавали возможности для вертикальной социальной мобильноести. Все эти виды деятельности, заложили основы элитистскимобилизационных систем, которые впоследствии возниклиКитае, во, Вьетнаме и на Кубе5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: