Поведенческие кризисы

1

Создание поведенческого контекста для свержения политичен.ского режима находится в зависимости от компетентности ли^деров и поддержки граждан. Один из типов поведенческогкризиса предполагает возникновение конфликта между неэф!фективным руководством существующего режима и более эф-tфективным руководством оппозиции. Другой заключается вборьбе неэффективного руководства правящего режима с на-родной оппозицией или апатией масс. Третий конфликты/происходящие между отдельными личностями. Последние,!вместо того чтобы достичь примирения, занимают полярно,противоположные позиции по вопросу общественного блага. $то время как одни поддерживают действующую власть, другиприсоединяются к оппозиции,- обещающей установить совер^щенно иную политическую систему. Во всех трех видах пове-денческих кризисов мотивы, по которым люди солидаризиру-і'ются либо с существующим режимом, либо с оппозицией, опре-деляются духовно-идеологическими ценностями и материаль-ными интересами. Некоторые индивиды считают политически,'приоритетным достижение определенных этических принци-пов: свободы, справедливости, гражданских прав, уважения че-ловеческого достоинства. Другие стремятся в первую очередь :\ власти, богатству, высокому положению и порядку э обществеПервостепенными политическими целями становятся пища,,кров, защищенность, образование, здравоохранение, пенсион-'ное обеспечение и низкие налоги.

Конфликты между соперничающими эшелонами власти под-талкивают не только к военным переворотам, направленным на:свержение согласительных систем, но й к переходу от элитист-ских мобилизационных режимов к бюрократическим авторитар-ным системам. В этих системных изменениях массы обычно уча- <ствуют мало: идет конкуренция между правительственными эли->тами за руководство процессом проведения политики. Перед воз-можностью возникновения серьезных системных кризисов нахо-дящиеся у власти элиты неэффективно используют политиче-'скую информацию. Изолированные от ключевых социальных/групп и политиков, стоящих ниже на иерархической лестнице,они не знают о насущных проблемах, некомпетентны и не спо-;собны ни. осмыслить, ни оценить информацию с точки зрения,возможных политических альтернатив. Не имея обратной связи,;которая позволила бы им получить представление о причинах не-,.удач, они способствуют параличу процесса проведения полити-

кн. Правительственные программы остаются неясными и произ+іівольными. Они не могут справиться с такими социальными из-менениями, как быстрая урбанизация, рост образованности и-*жономическая стагнация. Оппозиция обещает установить инуюполитическую систему, обеспечивающую порядок, эффектив-;.иость и результативность. Бе лидеры дают разумные объяснения'быстрых изменений, приоритетов в политической деятельностии намечают эффективные стратегии осуществления той или иной:политики7.

Поведенческие кризисы также предполагают конфликт меж-ду лидерами действующего правительства, не способными зару-'.читься поддержкой масс, и гражданами, поддерживающими оп-позиционное движение. Они не в состоянии убедить достаточ-I юе число людей в том, что достижение их личных целей зависитот успехов правительства. Поэтому у граждан мало стимулов их!поддерживать. Настроенные против режима оппозиционерыимеют больше оснований для присоединения к оппозиции. Воснове их решения лежат два общих мотива: достижение пред-полагаемого результата и вероятность этого. Если индивиды по-1лагают, что участие в оппозиционном движении говорит о пре*данности моральным ценностям и приводит к положительномурезультату, они, скорее всего, присоединятся к нему. Таким об-разом, решение об участии в оппозиционном движении зависитот степени приверженности избранным ценностям, помножен* -ной настелень политической'активности индивида. «Пуристы*:участвуют в оппозиции ради утверждения ценности определен*:ных духовно-нравственно-идеологических принципов. Эти по-литические активисты протестуют против чинимых правитель-ством несправедливостей и требуют более честной и человечнойполитической системы. «Прагматики» рассчитывают на то, чтоих оппозиционная деятельность принесет успех. Не столь пре-данные идеологическим принципам, они стремятся добитьсямаксимальных прибылей при минимальных затратах, считают,что участие в оппозиционном движении принесет конкретныевыгоды, которые.перевесят затраты (время, энергия, деньги,возможные наказания), сопряженные с противостоянием вла-стям. Образованные молодые люди при оказании сопротивле-ния правительству рассчитывают на большие выгоды и малыйриск. Слабые семейные связи снижают личный риск. В случаеприхода оппозиций к власти и установления новой системы онинадеются получить конкретные блага: правительственные по-сты, возможность влиять на процесс проведения той или инойполитики. Другие социальные слои, способные выступить про-

тив существующего режима, исходя из подобного же расчета зтрат и эыгод, представлены городскими ремесленниками, прсмышленными рабочими, беднейшими фермерами и солдатам!Особенно вероятен крах системы в случае, если лидеры оппозіций смогут убедить недовольных в том, что вина за их личнінеурядицы лежит на правительстве. Народная поддержка политической системы ослабевает потому, что последняя оказывается не в состоянии проводить политику, препятствующую росналогов, падению реальных доходов и повышению цен на продукты питания. Активные лидеры оппозиции убеждают дисси/дентов, что разрешить их проблемы может лишь новая политческая система8.

Усиление репрессий со стороны государства имеет больше,предупредительное воздействие на «прагматиков», чем на «пуристов». У последних ужесточение насилия не вызывает страха,укрепляет убежденность в несправедливости политического руководства и стимулирует их на более активную оппрзиционн>деятельность, невзирая на увеличение риска понести наказашгДля «пуристов» жертвование собой становится целью. Преданные своему делу, они видят в предпринимаемых правительствокарательных мерах повод продемонстрировать мужество, сто'кость и заботу об общем благе.

Активные участники движения и поддерживающие сущеевующий режим, и примыкающие к движению оппозиции оби»единяются в тех случаях, когда политические требования перевшивают получаемые выгоды. Мотивация участия в политике оределяется расхождениями между политическими устремлениеми и реальными достижениями правительства. Индивиды чувс.вуют себя неудовлетворенными и поэтому политически актив*Поддерживающие правительство надеются, что власть предеращие пойдут на уступки некоторым из их требований. Оппозиционеры ожидают, что новая система будет проводить политикболее отвечающую их политическим предпочтениям.

Определенные структурные условия способствуют активиза*ции деятельности настроенных против режима индивидов. Oiпринадлежат к малым разнородным группам. Влияние йверстников страх заслужить осуждение этой группы обеспечивавпокорное следование оппозиционным стратегиям. Члены группы активно взаимодействуют между собой. Основой политиче'ской структуры часто оказываются ассоциации малых групп,этих условиях лидеры оппозиции могут добиться высокой степени солидарности. Они убеждают индивидов связать их личныинтересы с судьбой оппозиционного движения'. Участники дви

жения считают, что их личные выгоды зависят от поведения все-го коллектива, что процедуры, направленные на достижение со-гласия, помогают общей деятельности и что преобразование сие-;темы улучшит их положение9.-, ',

Массовость и компетентное руководство оппозиционномдвижением приводят к фундаментальным системным изменени-ям только в том случае, если поведенческий кризис затрагиваетструктурные условия и культурные установки. Если неэффек;-тивность официальной политики сочетается с распадом коали-ции, проводящей ее в жизнь, а также с падением легитимности,наличие оппозиции может поставить под угрозу стабильностирежима. Теряя контроль над обществом, официальному руко-водству все труднее сдерживать оппозицию. Если политика пра-вительства > неэффективна, надежды на легитимность системы,как правило, снижаются, ослабляя тем самым власть всей струк-туры. Появляются прагматичные лидеры оппозиции, цель кото-рых - обретение конкретных благ. Они завоевывают себе сто-ронников, координируют деятельность, накапливают сильї иобъединяют местные интересы с общегражданскими. Более иде-ологизированные диссиденты «пуристы» говорят о мораль^ном предвидении, оправдывающем необходимость жертв в на-"стоящем.и вселяющем надежду на гря^гущую победу.' Массовоепротивостояние официальным властям, вероятнее всего, можетпривести к краху системы*. '.,'

Заключение'

Как показывает данная глава, смена политической оистемы про-исходит вследствие возникновения несовместимости культурныхценностей, общественно-политических структур и поведенияиндивидов. Эти несовместимбсти порождают структурные, куль-турные и поведенческие, конфликты. Системная трансформацияі (роисходит тогда, когда эти три конфликта вступают во взаимо-действие и взаимоусилййаются.

Структурные кризисы затрагивают взаимосвязи между пове-дением индивидов и такими общественно-политическими орга-низациями, как центральное правительство, партии, социальныегруппы внутри страны и иностранные институты. Правильноесоотношение сил между этими организациями может быть нару-шено войной, иностранной интервенцией, экономическим кра-хом, прйродными!катаклизмами, демографическими изменения-ми (усиленной урбанизацией, прогрессом в образовании, ростомчисленности населения, социальной мобильностью). В результа-

ті

те эти организации испытывают затруднения при осуществленрешений правительства мерами принуждения или-консенсуса,дезинтеграцией коалиции по воплощению в жизнь официальнополитики исчезает и поведенческая установка на подчиненвластям. Все большую поведенческую поддержку получают опозиционные движения.

Культурные кризисы имеют место при несовместимости меЛду общими ценностями, структурами и поведением. Снижен-легитимности режима происходит, когда индивиды (принадл.,жащие как к элите, так и к рядовым гражданам) уже не призназа существующим правительством права принимать моральнобязывающие решения. В результате возникает отчуждение, ткак граждане находят неубедительным то, что говорит им прав'щая элита. Отказываясь принять правительственную; интерптацию основных ценностей, они не чувствуют себя обязаныморально поддерживать его. Большей легитимностью в вОпруправления обществом обладают оппозиционные движения,таких.услрвиях общественно-политические структуры не МО-опираться в своей деятельности на основные нормы п;обязанности. Например, личные достижения индивида вегуп$мв Противоречие с функционированием структуры, основал- 'на воспитаний с детства таких,качеств, как его преданность^пе. Возникает коррупция: Оппозиционнее ррУанизаций обеїют более справедливое правительство.,, "\

Поведенческие кризисы лишают существующее рукрводсгражданской-поддержки. Неумелые правит^ельсггвен^е Л^йе.не в состоянии не только сформулировать, но и, что наиболважно, провести в жизнь политику, направленную на преодолние культурных и структурных кризисов. Не обладая политичской гибкостью, они не могут приспособиться к нрвым условям. реформы в области политики осуществляющей с больиіопозданием и приносят так мало моральных и материальных вгод, что не могут ослабить оппозицию. Индивиды, оппозицийно настроенные по отношению к существующей лолитическо;системе, мобилизуют массы. Отношение неприятия переходитпрямое неповиновение. Старый режим терпит крах.

Сильнейшим воздействием на системные изменения обладаструктурные кризисы. Они подрывают легитимность существ:щей системы, подталкивают к деинституционализации, стимулруют участие масс в оппозиции и мешают эффективному руковству правительства. Воспользовавшись структурным кризисолидеры оппозиции формулируют новую политическую систему.

Даже если мы выявим причины дезинтеграции системы, ана-литикам будет не столь легко предсказать, какой именно тип си-стемы возникнет на месте старого режима. Например, какойгип сформируется в случае крушения бюрократического авто-ритарного режима согласительный или мобилизационный?Ответ на данный вопрос зависит от структурных, культурных иповеденческих условий функционирования низложенного пра-нительства и оппозиции. Если лидеры харизматической оппо-зиции свергнут сильное бюрократическое государство, ранееправившее обществом со слабо развитым социальным плюра-лизмом, возникнет мобилизационная система. В частности,когда противники стремятся к коренным социально-политиче-ским преобразованиям и им удается организовать массы, со-здать мощную партию и армию, вероятность перехода к моби-лизационной системе особенно велика. Однако если в предше-ствующем бюрократическом авторитарном государстве преоб-ладал либеральный плюрализм, определяющим в принятии ре-шений может стать согласительный стиль. В подобной ситуацийбывшие Лидеры оппозиции, относящиеся в основном к пред-принимательскому типу (юристы, законодатели^ журналисты),іаним&ют приспособленческую, толерантную позицию. Им не-достает^ мошкой 'массовой партии, дйсциі^ини^Ованной армиии милиции, необходимых для организации масс в рамках любо^системйи, Следующие три главы посвйщекьї йсслеловаийдоструктурньк, культурных и поведенчески^ условий, сопутству1ющих перёхрду к мобилизационной,! бюрократической автбри-гарнойи'фгл'асйтрйьнойсис+емам.'

_■,Глава


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: