Государственное регулирование экономики и государственный сектор

В начале ХХ столетия капиталистический мир имеет всего одну компанию с активами более 1 млрд. долларов («Стальной трест» США). В середине 70-х гг., когда НТР охватила уже все ведущие промышленные страны мира, насчитывалось более 400 компаний с таким оборотом, которые контролировали 45% промышленного производства капиталистического мира. Бюджет «Дженерал моторс» в начале 80-х гг. превышал государственный бюджет Франции. Кроме новых размеров ведущие компании мира приобрели и новые существенные черты.

1. Обнаруживается устойчивая тенденция к диверсификации производства: производится продукция десятков тысяч наименований, технологически не связанная между собой. Диверсификация производства становится средством снижения риска экономических потерь.

2. Развивается сотрудничество крупных фирм с мелкими и средними на основе рассредоточения производства и передачи малому бизнесу изготовления отдельных деталей и узлов. Это явление получило название двойственной структуры экономики. Венчурные, рисковые компании пользуются поддержкой государства и банков.

3.Ведущим компаниям становится тесно в рамках национального рынка. Растёт экспорт товаров и капитала. Капитал экспортируется не только в ссудной форме, что было характерно для конца 19 начала 20 в., но и в форме прямых инвестиций – в виде создания предприятий в других странах. К старым мотивам экспорта капитала (дешёвая рабочая сила и сырьё) добавились новые: политическая стабильность, дешевизна инвестиционных вложений, обусловленная высоким курсом валюты страны-экспортера, захват новой технологии, большие расходы на охрану окружающей среды. Численность транснациональных компаний (ТНК) в начале 80-х гг. достигла 11 тыс. Они производили 1/3 промышленной продукции капиталистического мира. 80% инвестиций приходится на обрабатывающую промышленность. Сфера приложения капитала – уже не отсталые, а промышленно развитые страны мира.

Роль регулятора на национальном и международном уровне в послевоенный период берет на себя государство. В этой роли оно проявило себя ещё в кризисные 29-33 гг., когда произошел поворот от политики невмешательства государства в экономику к активному воздействию на нее. Теперь же, начиная с 60-х гг., регулирование приобретает устойчивый характер, и осуществляется на всех фазах экономического цикла. Теоретические основы государственного регулирования были заложены в 30-е гг. английским экономистом Дж. М. Кейнсом.

До конца 70-х гг. экономическая политика многих государств строилась на основе регулирования объема совокупного спроса. Этому содействовали социальные программы – различные формы социального обеспечения, помощи безработным, государственные расходы на образование и здравоохранение. Происходит перераспределение национального дохода в пользу малообеспеченных слоев населения. Изъятие средств осуществляется через налоги. После второй мировой войны эти изъятия достигали 40 и более процентов валового национального продукта. Посредством бюджетной политики государство оказывало непосредственное воздействие и на предложение товаров и услуг.

Государственная антициклическая политика осуществлялась по принципу «стоп – иди». Сдерживалась фаза подъема во избежание «перегрева» экономики и смягчалась фаза кризиса. Государство стимулировало инвестиции на стадии спада и сдерживало на стадии подъема экономики. Инструментом антициклической политики служил кредит. Текущее регулирование экономики дополнялось в ряде стран долгосрочным – с помощью прогнозов и перспективных программ сбалансированного развития сроком на 5-10-15 лет. Такая система регулирования спроса и антициклических мероприятий имела успех в период подъема, но вызывала инфляцию. Инфляция 70-х гг. стала настоящим бедствием. Тогда же стали ухудшаться условия воспроизводства, расти цены на сырье и энергоносители. Капиталоёмкость производства увеличивалась, а норма прибыли снижалась. С 1979-1981 гг. государственное регулирование экономики осуществляется посредством стимулирования производства и предложения.

Особое место в системе послевоенного капитализма заняла государственная собственность. В выпуске промышленной продукции доля государственных предприятий достигает 20-30%. Государственный сектор складывается на основе государственного строительства и широкой послевоенной национализации собственности. Особенно высока доля и роль государственной собственности в странах Западной Европы, меньше в Японии и США.

Государству принадлежат, в основном, отрасли, имеющие общенациональное значение:

· инфраструктура;

· топливная промышленность;

· электроэнергетика;

· транспорт;

· связь;

· водоснабжение и коммунальное хозяйство.

Это преимущественно стратегические отрасли, владение которыми способствует выравниванию условий хозяйственной жизни (введение единых тарифов, например транспортных), а также менее прибыльные отрасли (угольная и сталелитейная промышленность), капиталоемкие отрасли с медленной отдачей вложенных средств (ядерная энергетика).

Государственный сектор в развитых капиталистических странах представлен как чисто государственными, так и смешанными предприятиями, часть акций которых принадлежит государству, а другая – частным лицам в промышленности и в сфере обслуживания. К началу 80-х гг. огосударствление уже сыграло свою роль в процессе послевоенного восстановления народного хозяйства. Доля государственной собственности в экономике ведущих стран стала снижаться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: