С какой скоростью можно ехать на велосипеде

Вы скажете - с той, которую позволяет развить физическая подготовка, конструктивные особенности велосипеда и, конечно, дорожные условия. И в том, и другом, и третьем вы будете правы. Обычно скорость велосипедиста не превышает 40 км/ч. В 1984 г. известному спортсмену Франческо Мозеру удалось и течение целого часа ехать со скоростью 50 км/ч. Это считается почти на грани человеческих возможностей. Ученые подсчитали, что, следуя на обычном велосипеде с двумя равновеликими колесами, можно развить максимальную скорость чуть более 55 км/ч в течение одного часа движения.

От чего зависит скорость движения? В первую очередь - от физической силы человека. Как известно, человек способен в течение достаточно длительного времени произвести постоянную мощность 0,2 л. с. (150 Вт), а за короткое время (10-15 с) -почти в одну лошадиную силу (до 750 Вт). Скорость же определяется отношением мощности к сопротивлению, которое приходится преодолевать. А сопротивление складывается из силы трения между деталями велосипеда, сопротивления качению колес но поверхности дороги и силы сопротивления воздуха.

Многое зависит и от способа педалирования. Исследованиями установлено, что имеется более 10 способов педалирования на велосипеде - они могут быть различными при езде по равнинной местности и движении в гору. По мере совершенствования велосипеда менялись и сами педали. На ранних конструкциях ("пауке") педали были только дорожного типа. Потом появились педали с зацепками, с тукплипсом и ремнем, велотуфли с шипами.

Педалирование зависит от мастерства велосипедиста. Чем выше квалификация, тем при круговом педалировании равномернее усилие. Велосипедисты-спортсмены могут развинать мощность, правда, в короткий период времени, до 2 л. с. (1,5 кВт).

Еще один любопытный факт.

Почему велосипедисту всегда легче ехать за кем-то впереди (на колесе)? Причина в том, что, по сравнению с другими силами, сила сопротивления воздуха составляет значительную долю. Так, при скорости 35 км/ч она поглощает около 85% мощности, которую производит велосипедист. Если же впереди следует лидер, то он как бы пробивает в воздухе "коридор", оставляя за собой аэродинамический след. Не случайно поэтому одним из основных направлений повышения скорости движения является создание лучших аэродинамических условий. Велосипедисты надевают эластичные комбинезоны, с велосипеда убирают все лишнее, используют сплошные колеса из дисков. Наконец, еще один путь - заключить велосипед в специальную оболочку. Такую конструкцию применил впервые в 1912 г. молодой француз Этьен Бюно-Варилла. Он сделал из фанеры и полотна оболочку, которая походила на дирижабль, а велосипед назвал "Вело-Тропий" (велосипед-торпеда). На этом велосипеде вскоре удалось установить рекорд - развить скорость до 58 км/ч. Последующие конструкции были не менее удачными. Сопротивление воздуха но сравнению с обычным велосипедом удалось сократить почти на 80%.

Какую скорость можно развить на коротком расстоянии на велосипеде, даже в оболочке? Расчеты на ЭВМ показали, что мышечная сила велосипедиста дает возможность развить скорость не более 94,8 км/ч. Многонациональная химическая фирма "Дюпон" учредила в связи с этим приз тому, кто разовьет на велосипеде скорость 105 км/ч, перестраховавшись еще на 10 км/ч. Между тем, как показывает история, велосипед имеет не только притягательную силу к совершенствованию, но и к рекордам. Побить "теоретический" рекорд скорости и получить приз удалось в 1986 г. американскому спортсмену Фреду Маркхэму на высокогорном плато за счет более разреженного воздуха.

На специально изготовленном для этого рекордного заезда велосипеде была оборудована кабина-обтекатель.

Но почему, несмотря на такое достоинство, в соревнованиях по-прежнему используются классические велосипеды? Полвека тому назад Международный союз велосипедистов, увидев в нововведении слишком серьезного конкурента, запретил использовать аэродинамические оболочки и другие конструкции, приводя довод; "велосипедные гонки - состязания между спортсменами, а не между машинами".

В истории рекорды скорости были связаны главным образом с улучшением аэродинамики велосипеда. Вспоминают, что еще в 1909 г. французом Полем Гиньяром был достигнут стокилометровый рубеж скорости при следовании за лидером. Сегодня этот рекорд вообще на уровне скорости легкового автомобиля. Американцу Д. Эбботу, следуя за лидером в так называемой "аэродинамической тени", удалось развить скорость 223,126 км/ч.

ВЕЛОСИПЕД С НАМИ СЕГОДНЯ И ВСЕГДА!

После первого велосипедного бума на переломе веков в Европе и Америке увлечение двухколесным транспортным средством стало слабеть. Сказались успехи его соперника - автомобиля. Хотя нужно признать, что это имело место не везде. Велосипед стал на долгие годы "транспортом номер один" во многих странах юго- восточной Азии.

Возрождение велосипеда в разных странах произошло в 70-х годах. Этому способствовали и разразившийся нефтяной кризис, из-за чего резко подскочили цены на бензин, и гиподинамия - болезнь современного общества, связанная с недостаточными физическими нагрузками. В США н 1972 г. впервые велосипедов было продано больше, чем автомобилей. Мировое производство велосипедов в начале 70-х годов достигло 40 млн. единиц в год. Не обошла эта тенденция и нашу страну. Велосипед оказался популярным транспортным средством в небольших городах и сельской местности. Шяуляй, Дубна, Иваново - города, где велосипед по субботним и воскресным дням становится самым массовым видом транспорта на дорогах.

Вновь приобретая всемирную популярность, велосипед продолжает совершенствоваться. Мысль изобретателей не стоит на месте, хотя на сегодняшний день уже и насчитывается более 20 тыс. "велосипедных" патентов.

Можно с достаточной уверенностью утверждать, что велосипед останется полноправным транспортным средством и в приближающемся столетии. А каким он будет, можно пофантазировать, глядя на последние новинки. И тут мнения могут разделиться. Но мы не будем их обсуждать и оспаривать. Очевидно одно - велосипед станет еще более желанным для всех нас. А от этого выиграем и мы, и наша планета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: