Продавца покупателя

В мире не сложилось особого международного транспорта, все международные перевозки осуществляют перевозчики, использующие свой подвижной состав и транспортные сети. Если перевозка осуществляется несколькими видами транспорта, она называется смешанной. Если она оформляется одним договором, она называется прямая смешанная.

Транспортные услуги продаются и покупаются на специальных рынках – международных фрахтовых. Основной формой оплаты таких услуг является транспортный тариф (при линейном судоходстве) и фрахтовая ставка (при трамповом судоходстве). Субъектами МТО выступают экспортер, перевозчик, экспедитор, стивидор (оператор грузовых терминалов), импортер.

Основными показателями работы транспорта являются:

§ Объем перевозки

§ Дальность перевозки

§ Грузооборот (количество перевезенных грузов на единицу расстояния; т·км)

§ Пассажирооборот (количество перевезенных пассажиров на единицу расстояния, пасс·км)

§ Пропускная способность (количество грузов, пропущенных через транспортный узел за единицу времени)

Морской транспорт считается наиболее универсальным видом транспорта при обслуживании международной торговли. Он обеспечивает перевозки более 80% объема международной торговли. Грузовладельцы оплачивают судовладельцам в виде фрахта за перевозки грузов в международных морских сообщениях 105-110 млрд. долл. ежегодно (это около 7% мирового экспорта). Основными грузами являются наливные и насыпные грузы: сырая нефть (около 1000 млн. т в год), нефтепродуктов (300 млн. т), железная руда (300 млн. т), каменный уголь (270 млн. т), зерно (200 млн. т) В системе морского торгового судоходства зародились и получили развитие основные правовые институты и организационные формы международных перевозок грузов и пассажиров.


Рис. 15. Виды судов, используемых при международных перевозках

В международном судоходстве сложились две формы организации перевозок – линейная (регулярная) и трамповая (нерегулярная).

Международное линейное судоходство организуется морскими перевозчиками на устойчивых географических направлениях международной торговли. Особенностями являются закрепление судов на данном направлении и их регулярные заходы в определенные порты по заранее объявленному расписанию. Ценой перевозки является линейный тариф – ставка, публикуемая в периодической печати, стабильная в течение длительного времени. Регулируются такие тарифы на линейных конференциях – объединения наиболее крупных судовладельцев-монополистов. Основным документов при оформлении перевозки груза в линейном судоходстве является коносамент – документ, подтверждающий принятие товара для морской или речной перевозки и обязывающий перевозчика выдать товар законному владельцу. Это одновременно и расписка, подтверждающая принятие к перевозке товара, и контракт на перевозку по определенным условиям, и товарораспорядительный документ.

Основными видами коносамента являются:

Коносамент на предъявителя – предоставляет право каждому, кто является его владельцем, распоряжаться товаром (поэтому применяется крайне редко);

Именной коносамент – выписывается на конкретного получателя, передача товара другому лицу возможна только при специально оформленном заявлении – цессии;

Ордерный коносамент – перевозчик обязан доставить товар по указанию обозначенной стороны. Он может передаваться третьему лицу при наличии индоссамента – передаточной надписи на этом документе;

Сквозной коносамент – документ, на основании которого грузы транспортируются до пункта назначения двумя или более судоходными линиями по специальному соглашению.

Международное трамповое судоходство осуществляется на нерегулярной основе. Суда не закрепляются в определенных направлениях, а свободно перемещаются из одной секции фрахтового рынка в другую в зависимости от спроса на тоннаж и предложения грузов. Ценой в трамповом судоходстве является фрахтовая ставка, зависящая от вида фрахтования, количества дополнительных услуг, уровня конкуренции и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: