double arrow

К П. И. В. Благонамеренное терпение ради самого Господа вознаграж­дается спасением, утешением и неизреченною радостью; и чем больше претерпите


Благонамеренное терпение ради самого Господа вознаграж­дается спасением, утешением и неизреченною радостью; и чем больше претерпите, тем еще более получите вознаграждения от Сердцеведца Бога, во всякое время видящего ваши скорби и сокрушение сердца. Вы удостоверены в том истинным словом, что сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит; сия жертва приятна Господу; всякое же смущение и уныние ваше вы можете победить и истребить благим терпением; ибо терпя­щему помогает Бог.

Вы одно удерживайте в сердце вашем доброе, благое, спасительное; прочее же предавайте забвению, или отвергайте от сердца своего, когда что-нибудь такое вспоминается вам на смущение. Добрым делом, благим словом и мыслью благою совершенно побеждается всякое зло; посему все, что до вас собственно надлежит, делайте так, чтобы о всем прославля­лось имя Божие, и помните в самом сердце вашем заповеди Господни, по которым вы можете с успехом препровождать благополучную жизнь и в нынешнем и в будущем веке.

Приятно слышать искреннюю сознательность вашу, что вы любите от души мужа вашего и уверены в его христианских правилах; смотрите: Как вы счастливы, имея такого истинного друга! Прошу вас с любовно переносить и не оскорбляться, ежели и случается когда во взаимных ваших соотношениях что-нибудь и не по-вашему, необходимо нужно друг друга тя­готы носить, чтобы исполнить закон Христов. Матерь Божия да покровительствует весь дом ваш! Согласие, мир и любовь да пребывают между вами!

1-го Марта, 1835 г.

К М.М.

Благий совет просто к доброму сердцу льется от начала всех благ — Господа. Милостивая Государыня! Вам надлежит увериться твердо, к чему более уклоняется ваше сердце. — Любящим Бога все споспешествует во благое: но Сам Христос объявляет нам всем: кто Его любит, тот исполняет Его заповеди. Поэтому вы можете себя подробно разобрать и видеть, нет ли препятствующих причин ко исполнению заповедей, и не уклоняет ли вас что-либо от любви Божией.

Горя любовью благ превечных,

Пролью мой вздох из недр сердечных.

Ни гнев, ни бедствий миллион

Не сильны сделать мне препон.

Это глас души, плененной небесными красотами и стремящейся к вечному блаженству.

Не все ли мы о том известны,

Что блеск обманчивых утех

И суетны заботы всех—

Один лишь смех и сон прелестный?

Таково есть состояние мира.

О вечность, вечность вожделенна!

Стократ ты, вечность, преблаженна!

Один молодой человек говорил: я на будущий год предприму лучшую жизнь, и тогда исправлюсь, а нынешний проведу, как мне угодно, во всех удовольствиях, — и с сим словом окончил и последнюю минуту жизни...

Вот как мы обманываем себя! Скажу в свою очередь и о себе: пришел я здесь в первый раз к первому старцу в обители сей; он сказал мне, что я еще молод: рано мне по­свящать себя Богу. Я такому его суждению обрадовался, потому что думал, что я уже опоздал...

Господь призывает сегодня и старых и молодых?; а завтрашнего дня никому не обещал. — Спасайтесь, возлюбленная сестра о Господе! много, много! и все ничто! Когда Господь за нас, кто на нас? Имя Иисуса Христа да напечатлеется на сердце вашем. Веруйте, просите — и примете. Желал бы я, чтоб вы это сокрыли в своем сердце.

Мне больно было слышать, хотя вы и простосердечно это говорили, — что ваш N. N. не исполняет своих обязанностей: пусть о нем разумеют так другие; но ваш долг — благочестнейшее молчание, терпение и почитание. Я правду вам го­ворю; не оскорбитесь на меня.

Вам доброжелающий Георгий.

К М.М.

Воистину воскрес Иисус Христос, Сын Бога Живаго! При засвидетельствовании вам взаимности моей, по милости Воскресшего и Воскрешающего нас мертвых, приглашаю вас к прославлению всемогущества его и благодати, которою существует вся тварь, а в числе твари и мы последние, ныне обра­щаемые на истинный путь заблудшие люди. Тебе, Господи, слава! Нам же стыд лица!— Нам всего более, нужно при­ходить в познание своих немощей. Приемля в сознание засвидетельствованные Историей поползновения, о которых открыто нам, читающим жизнеописания превосходных Угодников Божиих, сиявших небесными подвигами, так видим мы, каким ужасным опасностям подвергали они себя, когда одну только мысль допускали в свое сердце... Но здесь удерживаю перо мое. Сла­ва их подвигов и чудотворений кладет печать на уста мои; не распространяюсь. Их молитвословий трепетали бесы и со стра­хом повиновались слову уст их... Только прошу вас напе­чатлеть это на сердце вашем, в собственную вашу пользу: с каким смирением и страхом должно добрую мысль блюсти в своем сердце. Злокозненный, т. е. коварный во всех отношениях враг человеческого рода, не смея коснуться дышащего огнем Божественным Чудотворца, великого Угодника Божьего, устремляется и летит мимо него, подобно молнии... При сем изражении глаза мои покрываются слезами... Пособи мне пла­кать... Ведь я вижу последующее: от того-то и плачу... Но скреплюсь и буду продолжать.— Этот гордый ангел — впрочем, потерявший уже сие первое имя свое и соделавшийся дьяволом, — только что проскользнул мимо того пламенника, — и неприметно уронил дымящийся порошок. Это видел просвещенный человек, но пренебрег! Не помолился со смирением к Всемогущему об истреблении вражеских козней, помыслил о себе, что вот он уже видит и самые тонкости враждебного коварства: поэтому, восхитившись самомнением, не мог бо­лее видеть, как из того дьявольского порошка возгорелась искра и объяла его своим пламенем!.. Разумеете ли, читая?.. Вразумляемые истиною дают нам заметить, что и одно самомнение столь ядовито, что может умертвить человека вечною смертью. Гордым Бог противится! Покудова душа остает­ся овечкой, дотоле она ищется, в каком бы заблуждении ни находилась; и если пребывает в безответном смирении, то непременно будет обретена и принесена в спасаемое стадо. Тогда все Ангелы радуются о находке, потерявшейся и заблу­дившейся, а теперь прибывшей в число спасаемых.

Пресвятая Троице Боже наш, слава тебе!

Еще есть особенное замечание: кто сам себя ни в чем не оправдывает, и хотя и не знает за собой вины, но терпит и уступает поносителям своим: тот самим Богом пред всем миром оправдан будет! Каково это преимущество? Стоит то­го, чтобы от всех претерпевать и не оправдываться самим собою!

Я очень радуюсь, что вы хотите вступить в небесное воинство действующих полков: укрепи нас всесильный Царь, и прими в свое повсюду мощное покровительство! Но, вступивши в сие воинство, нужно очень вразумляться и непрестанно заниматься уроками воинских действий... А я слабый — только что в стенах спасаюсь при помощи славного Победоносца, известного свету, которого возлюбила царица Александра тою любо­вью, от которой исчезают страсти. Она, из подражания ему, оплевала обожаемых идолов и, презревши всю мирскую прелесть, за исповедание имени Христова шла спокойно в след мученика—по одной дороге, чтобы вместе умереть! Но какая это смерть, когда они радостными сердцами восхищались к приятию победных венков?

Нам очень нужно с глубоким вниманием взывать к Небесной царице Богородице: Милосердия двери отверзи нам, и прочие убедительные слова, что Православная Церковь повторяет.

Скажите мне, часто ли у вас с маменькой бывает разговор о будущей жизни, о муках вечных, о страшном суде и воздаянии каждому по делам? Хотя бы весь мир шумел и возражал, что верою он спасается, а не делами, однако мы на сие скажем вот что: кто же и говорит, что дела наши спасают нас? — Но по ним познается вера! И Св. Апостол не поразит ли тогда небесным громом слова своего всех, мнящихся без дел иметь веру, когда спросит: покажи мне веру от дел твоих? Что дела без веры, то и вера без дел — все это мертво! и дух правый не живет в таких сердцах. В Евангельской книге видно, почему должно признавать истинную веру: хотя с горчичное зернышко и в чьем сердце есть вера, то и горы повинуются ей. Итак, нам понятно, что вера от дел познается, а дела верою освящаются, как извещает нас Господь: праведник Мой верою жив будет; понятно, что грешник не имеет живой веры, а чтобы отстать от грехов, нужно покаяние. Ведь и бесы веруют и трепещут имени Христова; но бесятся, — и развращают людей. Св. Царь Давид довольно уверяет нас, что уклоняющихся в развращение, отведет Господь с делающими беззаконие. По уклонению сердца от благомыслия душа предается суетности и бьется, как корабль об волны, страждущая в непотребном. Нам надобно в сем случае подражать Иоанну Златоусту и молиться, как он молился: Господи, дай мне мысль благую. У кого в сердце царствует благая мысль, к тому злые мысли появиться не смеют.

Царствие Божие не с усмотрением приходит. Оно внутри нас есть. Истинный путеводитель наш к нему Иисус Хри­стос! Терние и волчцы, бедствия и напасти, страхи и всякие пожелания свои мы должны презирать и следовать смело по тес­ному пути: нас утешает благое иго и тяжкое бремя! Пусть иногда и прискорбно, но надежда веселит, и путь сей продол­жать велит. Идите, идите, говорит она, путь сей лежит к царствию Божиему! да не совращайтесь на пространный. А когда исполнимся бесстрастною любовью, тогда готовы проститься с кровью лишь бы быть с Христом. Любовь вечная всегда уме­ет услаждать временные горести. Имеющие любовь сию не мо­гут не соблюдать заповедей Божиих. Это их жизнь, и пища, и утешение, и доказательство того, что они истинно паче всех человек любят возлюбившего их Господа. И ради Его любят всех, любят и врагов своих и ненавидящих: тогда-то бывает таковым все легко и благо! После этого скажите вы в сердце своем: верую, Господи, Иже везде сый и вся испол­няяй! Предаю сердце мое воле Твоей, помню рай — и содом, преступление—и спасение. Не место было виновно, но человече­ское изволение. О Всепровидящий! Тебе Единому явна вся буду­щая моя жизнь: Тебе предаюсь, и где Ты хочешь, только спаси меня и не лиши Твоей милости. Верую, Господи! помоги мало­верию моему. Зриши мое сердце! не места, но спасения ищу; спаси меня, Спаситель мой, и управи желание мое на то место, на котором Тебе благоугодно видеть труд мой при помощи Твоей. О Владычице! приими меня под кров Свой, и дай мне пить от живоносного Твоего источника.

20-го Апреля, 1824 г.

3. 62. К М.М.

Презирайте все, что удерживает и препятствует сохранять в делании нашем заповеди Христовы. Почто обещать себе старость лет, когда и о завтрашнем дне не знаем, наш ли он будет или нет? — Откладывать дни и наводить страх — это дело всегубителя: он всегда советует, сегодняшний день забавляться и проводить как-нибудь, без осторожности, в противность Богу. Очень страшно делать неугодное Господу. О, возлюбленная сестра! Не держите такого помышления в сердце своем; но, сколько вам можно, каждый день и ночь обращайтесь к Христу и воздыхайте, и просите мыслью, да благоустроит вам Господь спасительный путь.

За временное услаждение потерять вечное блаженство—нет никакого извинения. Истинная любовь в том состоит, чтобы слушать любящего или любимого, и делать заповеди его с радостью; а иначе и вера истинная не признается за веру, когда нет дел, доказывающих веру.

Верно любящий вас о Господе,

брат ваш Егор.

9-го Ноября, 1824 г.

К М.М.

Воистину воскрес Христос!

Приятно милостью милующего нас Господа в сердце нашем внимать царствию Его, которое ищущие обретают. О, как сладко быть в скорби любящим претерпевать временное ради вечного, и разумеющим, что любящим Бога все споспешествуют во благое. Благая мысль да обымет ваше сердце: верующим о Господе все возможно! Вера же свидетельствуется делами правды; но правда Божия не как человеческая; предадимся ей всем сердцем!

Не довольно ли наказания людям своенравным в том, что они сами себя наказывают и уязвляют своеволием, одеваясь в порочные следствия дел своих? — Без смирения и кротости святой даже и приступить не можно к благому деланию. О, да устроит благоустрояющий Господь спасение ваше!

Не только всегда произносимые шуточные слова, но и праздно сказанное что-либо подвергает нас ответу на суде: это сами вы знаете, читая Евангелие. Скажите мне: приятно ли вам читать Духовный Алфавит Св. Димитрия? Я люблю петь стихословия. Смотрю на вашу маменьку: она сама усугубляет болезнь свою нетерпением своим. Ведь Господь посещает нас болезнями — во спасение, а не в погибель. А ищущие суетных удовольствий произвольно лишают себя небесного утешения, свыше содействующего душе, любящей Бога. Претерпевайте, любезная сестра; любите миловать нищих, требующих помощи; помогайте им втайне, сколько, когда кому можете: сие благотворение будет в отраду душе вашей, и мое сорадование тем умножится.

Когда будет вам удобное время, тогда можете съездить и погостить туда, где чувствуется душевное назидание. Покойтесь в Господе!

29-го Апреля, 1823 г.

К М.М.

Иисус Христос да усладит сердца наши, в сокрушении приносимые Ему в жертву! Уже и то одно восхищает душу, чтобы разуметь, что есть пресладкие плоды Святого Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Сколь же восхитительнее и блаженнее украсить ими свою душу? Очень нужно и молиться Богу, чтобы даровал нам творить сии плоды благодатью Духа Святого. Приятно ли вам это? — Лучше человеку здесь чрез все житие временное мучиться, нежели лишиться вечного блаженства и попасться в вечную муку, которой нет конца.

Вы видели маленький мой гроб. Сознаюсь — я так много привык к нему, что этот большой гроб — мир — не успокаивает меня, и мысль моя часто посещает то место, которое вчера посещали вы.

Теперь обращаюсь с вами к другому зрелищу и смотрю, как несчастная, любимая вами, носится в иступительном духе своего строптивого нрава. Это попускается для вразумления других: каково видеть страждущих в своем безумии за противление благонамеренным предложениям. Иное — претерпевать находящие оскорбления ради имени Христова; а иное — навлекает на тебя срам в поношение имени Христова: разница, как небо от земли. Но воззрим на грозного судию Бога! Бог есть огнь, поедающий нечестие; Он воздаст каждому по делам его. А кто не хочет быть судим, пусть никого не судит, и слово Божие исполнится на нем: „не судите, да не судимы будете." По долгу христианскому вы можете ей помочь молитвою, милостынею и поминовением на проскомидии, когда бываете в церкви. Но не обращением вашим с нею, которое увлеченная духом своенравия отвергает и до времени принять не может. Мы из всякого предмета и случая должны вразумляться и научаться истинной кротости и смирению. Господь попускает за грехи наши быть по воле нашей, чтобы напоследок, очувствовавшись, отреклись от нее, презрели самих себя и во всем поработились бы воле Божией... Человек, преданный своенравию, сам себе враг, сам себе опасен; и что же несчастнее этого? Ведь все внутри человека начинается и делается, и потом открывается в наружность. Много надобно молчать, чтобы за праздное слово не подпасть ответу и суду. Страшно видеть Судию небесного, сколько милостивого, столько же и праведного! — На что же мы и живем на свете, если не ищем вечных благ, пристрастившись к временным утешениям! Смертный час, как вор, похитит и переселит! — О сердце! как скоро ты прельщаешься! Как осторожно надобно тебя сохранить! Благое, или злое, от тебя все начинается, и ты само бываешь причиною вечной смерти, или блаженнейших утех в бесконечной радости. О, вы, многие скорби, рассыпанные по дороге в царствие Божие! не будьте страшны нам, жаждущим небесных сладостей. Ах, любезная сестра! Когда вы опустите глаза на сердце ваше, слух обратите во внимание души, все чувства соберете в одну точку ума, устремленного к вечности, когда покроетесь благоприятнейшим смирением и погрузитесь в любовь чистейшую, тогда-то вы будете готовы самим делом явить вашу преданность пред Господом. Будем же молиться Всемогущему, да укрепит наши немощи во спасение вечное.

30-го Мая, 1826 г.

К М.М.

Добрая сестра! Доброе сердце всегда делает добро, хотя бы и весь мир осуждал оное. Суждения разных умов очень разнообразны бывают, но должно во всем хранить благочестие и не вдавать себя в бесчинство, а всячески убегать и самого помышления, находящего от лукавого и коварного духа; одним словом, правый дух нимало не терпит лжи.

Не всем дается спасать и назидать других, но всякому дано спасти свою душу; теперь чем вы еще можете против благого Бога извиниться?..

Не подражайте людям, которые легкомысленно и без рассуждения говорят, опустив доброе дело по нерадению своему, клевеща на Господа: «Видно, Богу так угодно!» За такие извинения они, во время свое, великий дадут ответ, ежели и за праздное слово мы подлежим суду.

Храните сердце ваше от помышлений находящих и блюдитесь многословия: во многоглаголании смерть; тут нет спасения, где молва и разговоры непрестанные. Безмолвие корень безгрешия; никто не приневолит вас, когда сами не захотите, сказать лишнее слово, но все еще почтят особенным уважением за вашу скромность.

4 октября 1825 года

Е.П.

Иисус Христос хочет всем спастись и в разум истины придти; промыслительное Его призывание всегда действует на обращение нас грешных и не престанет действовать до скончания века мира сего.

Ни единой греховной страсти человек сам собою победить не может: однако должен одержать победу; и потому обязывается слушать глаголющего Господа: просите, и дастся вам; и еще: ничем же изгоняется род сей, только молитвою и постом.

Непотребный раб Георгий.

Апреля 25-го, 1824 г.


Сейчас читают про: