Истинные христиане не полагаются на свой рассудок. Они свой ум пленяют в послушание Христово, как изъясняется святой Павел. Все, полагающиеся только на свой разум, не видят сами себя и веруют более своим ложным мечтаниям, нежели спасительной истине. Все они умеют свои мечтания украшать знаками справедливости. Коварствующий самопервый не престает и доднесь строить свои лестнейшие ковы; это одна его надежда к поглощению соизволяющих его мудрости. Для преданных ему простая мысль, без фигур, не нравится. Ибо ясный свет зреть не могут мутные глаза. По сей-то причине и представляют себе самый густой мрак вместо тонкого света. Моему безумию представляется истинное понятие от истинного света: что только тот здраво мыслит, кто не выходит из послушания Христова, хотя бы это всего глупее казалось мирским ушам.
Чистая любовь, ежели на кого обратит свой взор и найдет кого-либо под блуждающею кометою и во мраке неведения, не укоснит и не престанет проливать слезы, коими умилостивляется Господь, пока не обратит его Господь на путь покаяния истинного. Свет повеления Твоя на земли,— говорит святой Давид (см.: Ис 26, 9), ко Господу; а лжемудрые не стыдятся поставлять против сего свой разум. Они, уклоняясь своими извитиями от прямого пути, мечтают о себе, что могут своими ключами отверзать рай и проходить небеса.
|
|
Помилуй нас, Господи, помилуй! Без Тебе ничтоже благое не можем творити о себе. Кто друг миру, тот враг Тебе. Ты Сам рек сие во спасение мое.
Марии Петровне Колычевой
Малодушных святой апостол повелевает утешать, а не наказывать. Наказание малодушного сблизить может с отчаянием; а утешение оживотворяет душу и подает к терпению новые силы. Моя мысль всегда мне внушает одно и то же: люби, терпи, смиряйся; не мни себя великодушным. Аще не Господь Твоя крепость, все прочее падет и разрушится, бодрствуй, веруй, уповай, надейся, но не в превозношении духа, а в сокрушении сердца. В немощи и смирении говорю к себе: ежели кто на тебя и плюнет, ты порадуйся этому и не оскорбись. Искра священной любви воспламеняется и превосходит всякую скорбь, и нет того озлобления, которое бы не исчезло при самом появлении чистейшей любви.