По множеству болезней духовных даруется неизреченное веселье сердцу, взыскующему Господа.
Премудрость Божия есть Иисус Христос! Имже вся быша — все, что видим, и все, что слышим,— и без Него ничтоже бысть, еже бысть (Ин 1, 3). Господь объявил ученикам Своим: без Мене не можете творити ничесоже (Ин 15,5). Все это, что пишу, вы сами, благоговейно занимаясь чтением слова Божия, хорошо знаете; но вы знаете и то, что от частого воспоминания о том же предмете, близком сердцу,— о слове Божием, тоже бывает великая радость и утешение: это — жизнь, это свет души, без которого она и темна, и мертва.
Припомните, что поет в светлый день Воскресения Христова торжествующая Церковь: «Очистим чувствия и узрим...» Стало быть, все те, которые имеют чувства свои неочищенными, не видят сего света Воскресения Христова, хотя бы они тут же, близ поющих, и даже в числе поющих находились. Теперь ясно видите из сих слов: «очистим чувствия и узрим» — как необходимо нужно очищение чувств своих душевных и телесных, чтобы видеть оком ума торжествуемый свет в разуме поющих его.
Очистим слух, очистим око,—
Да узрим в тишине глубокой,
Отрясши плоти бренный прах,
Христа в божественных лучах
И Воскресения свет безлетный;
Да слышим глас благоприветный:
Ликуйте, радуйтеся днесь,
Поющие победну песнь!
Истинно блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят (Мф 5,8)!.. Посмотрите когда на горящую свечу: свет ее, хотя бы взят был и от самой малой искорки, едва только в пепле отысканной, однако освещает светло всю нашу комнату, так же, как бы взят был и от великого огня. Зажгите сто свечей — и нимало не убудет свет первой свечи: такова и вера во Христа, хотя бы она была только как зерно горчичное. Или представьте, как красное солнышко одно представляется и видится в бесчисленных капельках росы: подобно сему и Христос воображается в приемлющих сердцах. А имеющему поврежденные глаза не свет любезен, но тьма. Так и душа, помрачаемая своими пристрастиями к каким-либо вещам, покуда словом Божиим не очистится, не может видеть истинного Света. А Сей Свет есть Сам Иисус Христос, глаголющий: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свои, и последует Ми (Мф 16, 24) — так, чтобы пред глазами последователя всегда виден был Христос, и слышно б было Его учение, а иначе никто не может быть учеником Его. Сей свет во тме светит, и тма Его не объят (см.: Ин 1, 5). Его приемля верою при чтении слова Божия, душа просвещается, освобождается от порабощения страстям, смиряется, сокрушается и убеждается чрез многие скорби к смиренной молитве; сердце уже не любит мира, ни того, что есть в мире; оно приносится в жертву Богу, пленяется в любовь Христову, несомненно верует и исповедует единомысленно со Святою, Соборного и Апостольскою Церковью пред всею тварью скорое, но не с усмотрением времени, а внезапно, как молния, имеющее явиться славное Второе Пришествие Христово, воскресение мертвых, суд, воздаяние и жизнь будущего века. Пред Господом и тысяча лет, как день вчерашний!
Января 19-го, 1835 года