Екатерине Васильевне Даниловой. Когда кичливо мысль моя парила

Когда кичливо мысль моя парила

По начертаниям наук;

Когда мне слово в сердце говорило:

Все это временный лишь звук!

И что же делать мне,

Лежащему во тьме?

Душа моя страдала,

Искала и жаждала,

Чтоб сущность самую познать наук

И не сплетать тенет, как их плетет паук.

Приник я к книгам философским

Читать различных мудрецов;

Приник к писаниям высоким богословским,

К творениям превыспренних умов!..

Тогда помыслил я сам в себе: так ли ура­зумел я истину, как она есть? Известно, что не­бесных светил слепой не видит, хотя пона­слышке иногда говорят об них и слепые, но что они делают, все то делают ощупью. Так и непросвещенный благодатью ум, что ни делает, что ни усматривает, все то есть плоть и кровь, и потому не может он внити в превыспренний мир духовный. Поистине мрачен и слеп всяк человек греховный. Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь, изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему: мир сей — тяж­кая для меня темница; призри на мя, и помилуй мя по суду любящих имя Твое (Пс 6, 2; 141, 7; 85, 16). Так молился я по руководству Псалмопев­ца и повторял, когда было мне горько и тяжко, и надеялся, в отраду сердцу моему, услышан быть от Призывающего всех грешников к покаянию.

Тогда со мною то же было,

Что в бурю на море с ладьею без кормила:

Ничто меня тогда не веселило,

Ничто душе опорой не служило.

Куда ни погляжу,—

Повсюду суету одну лишь нахожу.

Остановлюсь ли над рекою,

Волна там мчится за волною,

О мне как будто говорит:

Вот так и жизнь твоя мгновенно пролетит!

Взгляну ли на цветы,

Которые красой в час утренний блистали,—

Склонился к ночи день — цветы уже увяли

И нет в них красоты!

Как путник средь степей, покрытых мглою,

Идет, стези не видя пред собою,

Так странствовал и я с тоскующей душою...

Но вот из лона мрачных туч

Просиявает солнца луч,

И путник пред собой зрит мирное селение.

Так и меня Господне Провидение

Ввело в пристанище обители святой

Под кров Царицы Преблагой...

И здесь-то я приник к книгам великих иерархов и учителей святых: Василия Велико­го, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, святителя Димитрия Ростовского и святителя Тихона Задонского, свыше озаренных и просвещенных благодатью Духа Святого; и, вра­зумляемый евангельским и апостольским уче­нием, уклоняясь от всяких ересей, суеверий и расколов, приближаюсь, Божиею милостью, к смерти моей. Время мало-помалу сокращает дни жизни моей, подобно дыму проходящей, и гроб пред глазами непрестанно напоминает мне воскресение мертвых, Страшный Суд Бо­жий и праведное воздаяние комуждо по делом его... (Пс 61,13).

Желая вам милости Божией, прошу вас искренно: спасайтесь, возлюбленная сес­тра о Господе,— не по мирскому обычаю, но как научает Иисус Христос, Слово Божие, Глава нашей Церкви, всех истинно верую­щих во имя Его. Что нам до прочих, уклоня­ющихся в развращения и любящих ходить пу­тями прелести? Нам надлежит внимать себе (см.: Втор 15, 9): да не будет слово тайно в серд­це твоем беззакония (на сии слова Василий Великий великую сказал проповедь), чтобы неуклонно последовать учению Христову и совершеннее удостовериться, что тесным и прискорбным путем входят в жизнь веч­ную, а не пространным, кипящим сладостью забав на увлечение души в погибель вечную. А кто не хочет до конца претерпеть временно какие-либо скорби, тот будет и невольно тер­петь в вечности нестерпимые муки, как уклонившийся от возделания данного ему таланта злой и лукавый раб, и уже будет мучиться без конца. Здравый разум кто имеет, тот верно разумеет, что лучше согласиться здесь пре­терпеть временно, хотя бы и сто лет назначе­но было гореть в огне за грехи наши, нежели подвергнуться там нескончаемому вечному мучению. Подумаем смиренно и представим себе, какое в нас малодушие, что мы не хотим и единого дня провести в терпении и малень­кое оскорбление увеличиваем, как великую гору!

Искренно убеждаю вас читать святителя Тихона. Вы здоровее будете, и это несравненно полезнее для вас будет, чем ездить туда и сюда, и говорить, судить и слушать неподобающее...

Читал и я, что вы читали и в письме ва­шем поименовали: но в тех, кои не суть от исти­ны, не нашел пищи душе моей, одно лишь видел надмение духа и прелесть ума в увлекательном велеречии. Это довольно заметно, что много есть таких, которые перетолковывают Священ­ное Писание по своему пристрастию, не пленяя ума своего в послушание Христово, но, напро­тив, под свой разум подводя слова святой, неизреченной Истины; и обширными своими объяснениями, не как лучами света, но как тучными облаками, покрывают солнце, просто си­яющее на злых и благих.

Для того-то очень опасно вдаваться в любопытство и читать всякие книги, не приня­тые Святою Церковью, соблюдающею в точно­сти апостольские предания по учению Христо­ву. Не угодно ли вам читать святого Ефрема Сирина и выписывать из него, что заметите особенно назидательного, для душевной поль­зы? Полезно также повторять часто и его мо­литву: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми...» — всю до конца, с поклонами.

Простите меня, когда чем-либо вас ос­корбил, и вас Бог простит!

Февраля 14-го, 1835 года


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: