Стратегическая сегментация. СБЕ, СЗХ, СХЦ

На ранних этапах выротка стратегий начиналась с определения «в какой отрасли работает организация». Позже большинство средних оргнизаций все без исключения крупные превратились в комплексы, объединяющие выпуск разнородной продукции и выходящие с ней на многочисленные товарные рынки. И если в начале их деятельности большинство этих рынков росли быстро и сохраняли свою привлекательность, то к настоящему времени перспективы их эволюции оказались самыми разными – от бума до упадка. Такое расхождение было обусловлено различием в степени насыщения спроса, несовпадением местных экономических, политических и социальных условий, конкуренции, темпов обновления технологий. Следовательно, первым шагом анализа стало не «определение отрасли, в которой работает организация», а выработка представлений о совокупности тех многочисленных видов деятельности, которыми она занимается. Пришлось научиться изучать окружение организации с точки зрения отдельных тенденций, опасностей, возможностей, которые вытекают из состояния этого окружения.

СБЕ – это внутрифирменная организационная единица, которая производит четко определенный перечень товаров и услуг, продаваемых определенной днородной группе покупателей, и имеющая дело с конкретной группой конкурентов. Концепция СБЕ возникла в 1970 году, когда компания General Electric решила разбить бизнес на несколько автономных единиц из-за улеличения масштабов и расширения деятельности на международном рынке. СБЕ имела свой опредленный сегмент рынка, и менеджер СБЕ имел все необходимые ресурсы что бы реализовать её. СБЕ предназначена для обслуживания внешнего, ане внутреннего рынка, она должна обслуживать внешних потребителей, а не служить внутренним поставщиком.

Единицей стратегического анализа является стратегическая зона хозяйтсвования (СЗХ) – отдельный сегмент окружения, на который организыция имеет (или хочет получить) выход. Параметры описания СЗХ: перспективы роста, которые выражены тампами роста и характеристикой жизненного цикла спроса; перспективы рентабельности; уровень нестабильности, при котором перспективы теряют определенность и могут измениться; главные факторы успешной конкуренции в будущем.

В дополнение к концепции СЗХ компания дженерал Электрик предложила идею стратегического хозяйствующего центра (СХЦ) – внутрифирменная организационная единица, отвечающая за выработку стратегических позиций в одной или нескольких зонах хозяйствования.

СЗХ характеризуется определенным видом спроса и определенной технологие. После выбора СЗХ компания разрабатывает соответствующую номенклатуру изделий. Ответственность за выбор области деятельности, разработку продукта и сбытовых стратегий лежит на СХЦ.

Концепция СЗХ И СХЦ – необходимый инструмент, обеспечивающий организации явное представление о том, каким может стать в будущем ее окружение, что очень важно для принятия эффективных стратегических решений.

Сегмента́ция — разделение рынка на группы покупателей, обладающих схожими характеристиками, с целью изучения их реакции на тот или иной товар/услугу и выбора целевых сегментов рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: