Предисловие
Содержание
| С. | |
| Предисловие | |
| 1. Введение в стратегический менеджмент | |
| 1.1. Исходные определения | |
| 1.2. Эволюция в теории и практике менеджмента | |
| 1.3. Стратегический и тактический аспекты менеджмента | |
| 1.4. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент | |
| 1.5. Модель стратегического менеджмента | |
| 2. Стратегический анализ | |
| 2.1.Стратегический менеджмент и конкурентоспособность организации | |
| 2.2. Анализ внешней среды организации | |
| 2.3. Анализ внутренней среды организации | |
| 2.4. SWOT – анализ организации | |
| 3. Разработка стратегии организации | |
| 3.1. Миссия, стратегические цели и приоритеты | |
| 3.2. Формирование продуктово-маркетинговой стратегии | |
| 3.3. Разработка стратегий отдельных бизнесов и их системы | |
| 3.4.Холистическая концепция формирования бизнес-стратегий организации | |
| 3.5. Концепция прямого и обратного процессов формирования стратегий организации | |
| 3.6. Стратегия системы бизнесов и стратегическая синергии | |
| 3.7. Функциональные стратегии организации | |
| 4. Реализация стратегий организации | |
| 4.1. Сущность процесса реализации стратегии | |
| 4.2. Стратегические изменения | |
| 4.3. Управление процессом реализации стратегических изменений | |
| 5. Стратегический контроллинг и эффективность стратегического менеджмента | |
| 5.1. Сущность стратегической эффективности | |
| 5.2. Стратегический контроллинг | |
| 5.3. Организация становления стратегического менеджмента | |
| 5.4. Стратегическое лидерство | |
Современное состояние рыночной экономики характеризуется усиливающейся нестабильностью внешней среды. События становятся все более непривычными и неузнаваемыми; повышаются темпы изменений, которые значительно превосходят скорости ответных реакций организации; возрастает частота появления неожиданных событий, их непредсказуемость.
В таких условиях становится невозможным осуществлять управление путем реакции на уже возникшие проблемы на основе предшествующего опыта или его экстраполяции. Для своевременной и эффективной ответной реакции необходимы предвидение, исследования и творчество. Все это требует использования специфических моделей принятия и реализации стратегических решений.
Стержнем современного стратегического управления становится стратегия организации, точнее система стратегий, включающая ряд взаимосвязанных конкретных маркетинговых, предпринимательских и функциональных стратегий. Правильно выбранная стратегия является первым важнейшим результатом и эффективным механизмом стратегического управления, поскольку она целеустремляет и мобилизует использование всего потенциала организации в определенных направлениях, гарантирующих достижение успеха.
Стратегическое управление представляет собой органическую часть системы управления организацией в целом. Цикл стратегического управления имеет долгосрочный период и включает в себя несколько циклов оперативного и текущего управления, обеспечивая непрерывность процесса реализации стратегии. Создание эффективного механизма управления является, наряду с разработкой стратегии, важнейшим результатом стратегического управления.
Стратегии и механизмы управления взаимно обуславливают друг дуга: механизмы управления адаптируются к вновь формируемой стратегии, а при невозможности этого – стратегия адаптируется к реальному механизму управления.
В целом стратегический менеджмент призван решить в принципе: в каком качественном состоянии данная конкретная организация должна быть в заданной стратегической перспективе; какую принципиальную позицию организация должна занять на соответствующем рынке; как на качественном уровне надо изменить рыночные ниши организации по всем направлениям деятельности и т.д.
В итоге все наработки стратегического менеджмента могут сводиться к полноценному обоснованию стратегического конкурентного преимущества, которое является желательным для данной конкретной организации в данной перспективе, а также к заданию соответствующих стратегических целей по его достижению.
Большинство работ по стратегическому менеджменту российских авторов представляет собой интерпретацию (иногда удачную, иногда нет) работ зарубежных авторов. Обилие переводной и отечественной литературы по данной проблематике затрудняет освоение этой новой дисциплине, ставит довольно высокие барьеры для исследователей в области стратегических преобразований, пытающихся найти свое место в этой относительно новой области системы высшего образования.
В данном учебном пособии поставлена задача дать ясное представление о сущности стратегического менеджмента, показать, что наличие эффективной стратегии в современных условиях является основным фактором выживания организации в долгосрочной перспективе.
Для решения этой задачи использованы все наиболее значимые наработки теории и практике стратегического менеджмента как зарубежных, так и отечественных авторов. Особое внимание уделено проблеме разработки и реализации стратегии, их увязке с теоретическими положениями стратегического управления на основе которых сформирована современная модель стратегического менеджмента. Данная модель послужила основой для формирования структуры пособия. Раздел 1 посвящен теоретическим основам, раскрывающим сущность стратегического менеджмента. Раздел 2 посвящен стратегическому анализу организации, увязке его с конкурентоспособностью и задачами стратегического управления.
В разделе «Разработка стратегии организации» представлены теоретические основы формирования миссии и целей, модели формирования продуктово-маркетинговой стратегии, бизнес-стратегий и построение общей (корпоративной) стратегии.
Разделы 4 и 5 посвящены вопросам реализации стратегии и стратегического контроллинга. Эти вопросы увязаны с проблемой стратегической эффективности и лидерства. Представленный в пособии список литературы включает все наиболее значимые публикации как зарубежных, так и отечественных авторов.