double arrow

Введение в стратегический менеджмент

Предисловие

Содержание

  С.
Предисловие  
1. Введение в стратегический менеджмент  
1.1. Исходные определения  
1.2. Эволюция в теории и практике менеджмента  
1.3. Стратегический и тактический аспекты менеджмента  
1.4. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент  
1.5. Модель стратегического менеджмента  
2. Стратегический анализ  
2.1.Стратегический менеджмент и конкурентоспособность организации  
2.2. Анализ внешней среды организации  
2.3. Анализ внутренней среды организации  
2.4. SWOT – анализ организации  
3. Разработка стратегии организации  
3.1. Миссия, стратегические цели и приоритеты  
3.2. Формирование продуктово-маркетинговой стратегии  
3.3. Разработка стратегий отдельных бизнесов и их системы  
3.4.Холистическая концепция формирования бизнес-стратегий организации  
3.5. Концепция прямого и обратного процессов формирования стратегий организации  
3.6. Стратегия системы бизнесов и стратегическая синергии  
3.7. Функциональные стратегии организации  
4. Реализация стратегий организации  
4.1. Сущность процесса реализации стратегии  
4.2. Стратегические изменения  
4.3. Управление процессом реализации стратегических изменений  
5. Стратегический контроллинг и эффективность стратегического менеджмента  
5.1. Сущность стратегической эффективности  
5.2. Стратегический контроллинг  
5.3. Организация становления стратегического менеджмента  
5.4. Стратегическое лидерство  
   

Современное состояние рыночной экономики характеризуется усиливающейся нестабильностью внешней среды. События становятся все более непривычными и неузнаваемыми; повышаются темпы изменений, которые значительно превосходят скорости ответных реакций организации; возрастает частота появления неожиданных событий, их непредсказуемость.

В таких условиях становится невозможным осуществлять управление путем реакции на уже возникшие проблемы на основе предшествующего опыта или его экстраполяции. Для своевременной и эффективной ответной реакции необходимы предвидение, исследования и творчество. Все это требует использования специфических моделей принятия и реализации стратегических решений.

Стержнем современного стратегического управления становится стратегия организации, точнее система стратегий, включающая ряд взаимосвязанных конкретных маркетинговых, предпринимательских и функциональных стратегий. Правильно выбранная стратегия является первым важнейшим результатом и эффективным механизмом стратегического управления, поскольку она целеустремляет и мобилизует использование всего потенциала организации в определенных направлениях, гарантирующих достижение успеха.

Стратегическое управление представляет собой органическую часть системы управления организацией в целом. Цикл стратегического управления имеет долгосрочный период и включает в себя несколько циклов оперативного и текущего управления, обеспечивая непрерывность процесса реализации стратегии. Создание эффективного механизма управления является, наряду с разработкой стратегии, важнейшим результатом стратегического управления.

Стратегии и механизмы управления взаимно обуславливают друг дуга: механизмы управления адаптируются к вновь формируемой стратегии, а при невозможности этого – стратегия адаптируется к реальному механизму управления.

В целом стратегический менеджмент призван решить в принципе: в каком качественном состоянии данная конкретная организация должна быть в заданной стратегической перспективе; какую принципиальную позицию организация должна занять на соответствующем рынке; как на качественном уровне надо изменить рыночные ниши организации по всем направлениям деятельности и т.д.

В итоге все наработки стратегического менеджмента могут сводиться к полноценному обоснованию стратегического конкурентного преимущества, которое является желательным для данной конкретной организации в данной перспективе, а также к заданию соответствующих стратегических целей по его достижению.

Большинство работ по стратегическому менеджменту российских авторов представляет собой интерпретацию (иногда удачную, иногда нет) работ зарубежных авторов. Обилие переводной и отечественной литературы по данной проблематике затрудняет освоение этой новой дисциплине, ставит довольно высокие барьеры для исследователей в области стратегических преобразований, пытающихся найти свое место в этой относительно новой области системы высшего образования.

В данном учебном пособии поставлена задача дать ясное представление о сущности стратегического менеджмента, показать, что наличие эффективной стратегии в современных условиях является основным фактором выживания организации в долгосрочной перспективе.

Для решения этой задачи использованы все наиболее значимые наработки теории и практике стратегического менеджмента как зарубежных, так и отечественных авторов. Особое внимание уделено проблеме разработки и реализации стратегии, их увязке с теоретическими положениями стратегического управления на основе которых сформирована современная модель стратегического менеджмента. Данная модель послужила основой для формирования структуры пособия. Раздел 1 посвящен теоретическим основам, раскрывающим сущность стратегического менеджмента. Раздел 2 посвящен стратегическому анализу организации, увязке его с конкурентоспособностью и задачами стратегического управления.

В разделе «Разработка стратегии организации» представлены теоретические основы формирования миссии и целей, модели формирования продуктово-маркетинговой стратегии, бизнес-стратегий и построение общей (корпоративной) стратегии.

Разделы 4 и 5 посвящены вопросам реализации стратегии и стратегического контроллинга. Эти вопросы увязаны с проблемой стратегической эффективности и лидерства. Представленный в пособии список литературы включает все наиболее значимые публикации как зарубежных, так и отечественных авторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: