double arrow

Этапы принятия рационального управленческого решения

Управленческие решения – это основной продукт профессиональной деятельности руководителя.

1 этап. Идентифицируется проблема. Проводится анализ ситуации, и на основе симптомов проблемной ситуации формулируется сама проблема. Общими симптомами «болезни» организации являются: низкие – прибыль, объем продаж, качество товаров и услуг, производительность труда; высокие – издержки, текучесть кадров, многочисленные конфликты. Разобраться в проблеме следует до конца, т.к. её недопонимание опасно тем, что могут быть предприняты такие действия, результат который трудно предугадать.

2 этап. Определяется цель – для чего решается проблема. Знание цели помогает сформулировать критерии и условия решения, а так же выбрать наиболее простой способ её достижения. Цель служит тем ориентиром, который помогает при выборе проблемы, и окончательного варианта решения.

3. Формулируются ограничения и критерии принятия решения. В качестве ограничений могут выступать находящиеся вне организации силы – законы, нормативные акты, которые руководитель не волен изменить – это объективные ограничения. Самым важным ресурсом, ограничения которого следует рассматривать в первую очередь, являются люди, которые и будут воплощать в жизнь принятое решение.

Также необходимо определить критерии принятия решений – стандарты, по которым предстоит оценивать альтернативные варианты выбора. Они выступают в качестве рекомендаций по оценке решений. Главными критериями являются экономические, которые чаще всего ассоциируются с прибыльностью работы.

4. Разрабатываются альтернативные решения, которые нацелены либо на устранение того, что не желательно, либо на приобретение того, что отсутствует. Ограничивается число вариантов выбора несколькими альтернативами, которые предоставляются наиболее желательными.

5. Оцениваются альтернативы. Определяются достоинства и недостатки каждой альтернативы, и возможные последствия. Критерии для выбора лучших решений:

- Риск. Необходимо сравнить возможный риск и ожидаемый выигрыш от каждого из вариантов решения.

- Экономия усилий. Отбор тех альтернатив, которые обещают наилучшие результаты при наименьших усилиях. Нужно считаться с затратами.

- Фактор времени. Оперативные решения должны приниматься в короткие сроки, иногда мгновенно. По перспективным вопросам торопливость при принятии решений недопустима, т.к. необходимо взвесить все обстоятельства, собрать недостающую информацию, а затем сформулировать конечное решение и пути его достижения.

6. Выбирается лучшая альтернатива с максимальными положительными или минимальными отрицательными последствиями.

7. Основные положения решения согласуются с исполнителями и заинтересованными лицами. Одни подготавливают и разрабатывают решение, другие – утверждают, третья - претворяют в жизнь. Что бы решение было реализовано, необходимы совместные скоординированные действия всех членов организации.

8. Решение утверждается у руководителя организации.

9. Происходит управление реализацией. Необходимо предусмотреть: кто, где, когда и какие действия должен предпринимать для реализации управленческого решения, и какие для этого необходимы ресурсы.

10. Контролируется реализация, и оцениваются результаты. Контроль выполняет функцию обратной связи. На этом этапе производится оценка последствий решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: