Цена - это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель согласен купить единицу товара или услуги. Цена — это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. Цена есть денежное выражение стоимости.
Функции цен - наиболее общие свойства, которые объективно присущи категории «цена»
Функции цен характерны для любого вида цен.
Наибольшее распространение в экономической литературе получила точка зрения, что цене присущи четыре функции:
- учетная
- перераспределительная
- стимулирующая
- функция балансирования спроса и предложения.
Выполняя учетную функцию, цены позволяют сопоставлять различные блага, не сравнимые по потребительским характеристикам. Перераспределительная функция цены предполагает перераспределение созданного общественного продукта между сферами экономики, хозяйственными звеньями, регионами и различными группами населения.
Суть стимулирующей функции состоит в поощрительном и сдерживающем воздействии цен на разные сферы воспроизводства. Сущность функции балансирования спроса и предложения состоит в том, что балансирование может быть достигнуто при определенном уровне цен. В условиях классического (нерегулируемого) рынка цена выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Результат: стихийный перелив капитала из одной отрасли в другую, свертывание производства избыточной продукции и высвобождение ресурсов для производства дефицитной продукции.
|
|
Виды цен
Цены по сфере обслуживания национальной экономики. Основными видами цен данной группы являются оптовые, розничные цены, цены закупочные, тарифы. В эту же группу принято относить цены на продукцию строительства и внешнеторговые цены
- Оптовая цена
- Розничная цена
- Закупочная цена
Цены на продукцию строительства. Применительно к строительной продукции говорят о сметных ценах.
Тарифы — цены на товары особого рода — услуги. Особенность услуги заключается в том, что она не имеет конкретной материально-вещественной формы. В связи с этим у покупателя на момент приобретения услуги нет возможности составить полное представление о ее качестве. В зависимости от сферы обслуживания различают тарифы оптовые (тарифы грузового транспорта, связи и другие услуги для юридических лиц) и розничные, т. е. тарифы на услуги для населения.
Цены внешнеторговые — цены, по которым осуществляется экспорт отечественных и импорт зарубежных товаров и услуг. Цены экспортные — цены, по которым производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары (услуги) на мировом рынке. Цены импортные — цены, по которым фирмы закупают товары (услуги) за рубежом.
|
|
Ценова́я поли́тика — это принципы и методики определения цен на товары и услуги.
Суть ценовой политики предприятия заключается в том, чтобы устанавливать на товары (услуги) такие цены и так варьировать ими в зависимости от положения на рынке, чтобы обеспечить намеченный объем прибыли и решать другие задачи предприятия.
Ценовая политика фирмы формируется в рамках общей стратегии фирмы и включает ценовую стратегию и тактику ценообразования. Ценовая стратегия предполагает позиционирование предлагаемого продукта на рынке. Выделяют различные подходы к определению целевого сегмента и построению стратегии (матрица Ансоффа, матрица БКГ, матрица Портера). В дальнейшем в рамках реализации стратегии разрабатываются тактические мероприятия (для стимулирования продаж), включая системы ценовых скидок и неценовых поощрений покупателей.
В ходе реализации ценовой политики руководство фирмы должно корректировать непосредственные мероприятия и следить за временем изменения стратегии. Ценовая политика направлена на установление таких цен товаров и услуг, которые позволят получить запланированный предприятием объём прибыли и решить другие стратегические и оперативные задачи.
Определение политики ценообразования базируется на основе следующих вопросов:
какую цену мог бы заплатить за товар покупатель;
как влияет на объём продаж изменение цены;
каковы составляющие компоненты издержек;
каков характер конкуренции в сегменте рынка;
каким должен быть уровень пороговой цены (минимальной), обеспечивающий безубыточность фирмы;
какую скидку можно предоставить покупателям.
116 Понятие и виды дохода. Выручка от реализации продукции, методы ее планирования. Направления распределения выручки.
Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств организациями-дебиторами, приводящее к увеличению капитала этой организации. Доходы организации подразделяются на:
1) доходы от обычных видов деятельности;
2) прочие доходы.
Доходами от обычных видов деятельности являются поступления от осуществления хозяйственных операций являющихся предметом деятельности организации. К ним относятся:
– выручка от продажи продукции, товаров, работ и услуг;
– в организациях, предметом деятельности которых является сдача в аренду своих активов – это арендная плата;
– в организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату прав пользования объектами интеллектуальной собственности – это лицензионные платежи за пользование объектами интеллектуальной собственности;
– в организациях, предметом деятельности которых является участие в уставных капиталах других организаций – это поступления связанные с этой деятельностью (дивиденды).
К прочим доходам относятся поступления от осуществления хозяйственных операций, которые не являются предметом деятельности организации.
Прочими доходами являются:
а) поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации;
б) поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной деятельности;
в) поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;
г) проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.
К прочим доходам также относятся: штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно; поступления в возмещение причиненные организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; положительные курсовые разницы. В составе прочих доходов учитываются чрезвычайные доходы - поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов и страховые возмещения стоимости погибшего имущества т.п.
|
|
Выручка от реализации продукции - это сумма денежных средств, полученных предприятием за произведенную продукцию, выполненную работу или оказанные услуги. Это главный источник средств для возмещения затрат и образования доходов предприятий. Кроме выручки от реализации основной продукции предприятие может получить выручку от прочей реализации, а также от внереализационных операций (аренда, доходы от операций с ценными бумагами).
Существует два метода определения выручки: прямого счета и расчетный
Выручка, поступившая на счета предприятия, используется в первую очередь на оплату счетов поставщиков сырья материалов, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий запасных частей для ремонта, топлива, энергии.
Из выручки производятся отчисления налогов в бюджет, отчисления во внебюджетные фонды, выплата заработной платы в установленные сроки, возмещается износ основных производственных фондов, финансируются расходы, предусмотренные финансовым планом и не включаемые в себестоимость продукции. Выручка от реализации продукции, несмотря на внешние признаки (денежная форма, поступление средств за отгруженную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, регулярность поступления, источник различных платежей предприятия) не является доходом в полном смысле этого слова, так как из нее прежде всего необходимо возместить произведенные затраты, выплатить заработную плату. Оставшаяся часть выручки примет форму чистого дохода предприятия, т.е. прибыли.
|
|
Направления распределения выручки показаны на схеме.
На размер выручки от реализации продукции (работ, услуг) оказывают влияние следующие факторы:
в сфере производства: объем производства, качество продукции, ее ассортимент, ритмичность выпуска и др.;
в сфере обращения: ритмичность отгрузки, своевременное оформление транспортных и расчетных документов, сроки документооборота, соблюдение условии договора, оптимальные формы расчетов, уровень цен;
не зависящие от деятельности предприятия: нарушения договоров поставщиками материально-технических ресурсов, недостатки в работе транспорта, несвоевременная оплата продукции из-за отсутствия у покупателя средств.