Халифат Омейядов (661—750)

При Омейядах центральной областью халифата стала Сирия. В ней расселились те арабские племена, на которые опирались омейядские халифы. Сирия стала опорной базой для возобновления завоеваний, прерванных гражданской войной. В конце VII- первом десятилетии VIII в. арабы прочно обосновались в Северной Африке. В 711 г. они вторглись в Испанию и завоевали почти всю ее территорию.

Войска дамасских халифов совершали постоянные вторжения в византийскую Малую Азию. Они доходили до Босфора и Мраморного моря, дважды блокировали Константинополь. Однако закрепиться в этом районе они не смогли. К первой четверти VIII в. арабо-византийская граница установилась по горам Киликийского Тавра и верховьям Евфрата.

В начале VIII в. были окончательно покорены Армения, Картли и Албания. Граница халифата проходила в этом районе по Главному Кавказскому хребту до города Дербент. Арабские наместники этих двух районов совершали периодические набеги на земли хазар. В Средней Азии в 705—715 гг. были завоеваны Хорезм и области за Амударьей (по-арабски Мавераннахр — «то, что за рекой»). За обладание среднеазиатскими областями арабам пришлось вести борьбу с тюрками-кочевниками и Китаем, пытавшимися установить свою власть над этими районами. Победа арабов над китайскими войсками в 751 г. закрепила позиции халифата в Средней Азии. В 712 г. арабы вторглись в Индию и завоевали Синд.

Социально-экономические отношения в халифате. Африканские и азиатские провинции Византии, Иран, страны Закавказья, Средняя Азия и Испания ко времени арабского завоевания находились на стадии раннего феодализма. Шел процесс феодализации и у самих арабов. В халифате утверждались феодальные отношения, но сохранялись еще патриархальный и рабовладельческий уклады, особенно среди арабов бедуинов и других скотоводческих племен.

Верховным собственником всех земель по-прежнему считалось государство, которое облагало население налогами и имело право наделять земельными участками отдельных лиц.

Основной формой земельной собственности при Омейядах оставался мюльк — частновладельческие земли, соответствующие западноевропейскому аллоду. Ими владела арабская знать, а также многие прежние византийские, армянские, иранские феодалы, признавшие власть арабов и сохранившие свои владения. Земли феодалов обрабатывались трудом зависимых крестьян-издольщиков.

Огромный фонд составляли земли, принадлежащие непосредственно халифу (земли савафи). Эти земли также обрабатывались издольщиками, а весь доход шел в казну. Налоги собирали государственные чиновники. Из халифских земель производились пожалования частным лицам — икта. Они были наследственными, могли быть предметом купли, продажи. Условием владения была уплата соответствующего налога в пользу государства.

В халифате существовала четко разработанная налоговая система, которая складывалась из следующих видов обложения: налог закат, который платили мусульмане с ремесла, торговли и скотоводства; подушная подать — джизья, взимаемая с немусульман; поземельный налог (мусульмане платили ушр, немусульмане — харадж).

Сначала сумма обложения была ниже, чем в Византии, Иране и других завоеванных странах. Налог был заранее фиксирован, что ставило пределы в эксплуатации покоренного населения. Однако при Омейядах были пересмотрены нормы налогообложения, проведена перепись земель и налогоплательщиков. Крестьянам запрещалось покидать свои земли. При налогообложении стали учитывать не только площадь земли, но и выращиваемые культуры, близость к городу и т. п.

Поземельную подать харадж первоначально взимали только с немусульман либо натурой в виде доли урожая, либо в деньгах по твердым ставкам с площади земли независимо от урожая. Поземельное обложение мусульман было ниже. После 700 г. произошли изменения в практике поземельного обложения. Теперь принятие ислама не освобождало земледельцев от уплаты харад-жа; земли, ранее обложенные хараджем, оставались хараджными навсегда независимо от того, владели ли ими немусульмане или мусульмане.

Мусульман-неарабов власти нередко обязывали платить и джизью, что вызывало массовое возмущение и даже мятежи.

Подобная практика отменялась, но через какой-то срок восстанавливалась снова. Налоговый гнет особенно усилился при последних Омейядах.

Политическое устройство. Система государственного аппарата была унаследована арабо-мусульманскими завоевателями от са-санидского Ирана и отчасти от Византии. До Омейядов главную роль в государственном аппарате играли чиновники неарабского происхождения — греки, персы. Омейяды стали брать на службу главным образом арабов. Все делопроизводство теперь велось на арабском языке. Арабский язык стал международным языком для всего огромного региона Западной Азии, Северной Африки и арабской Испании.

Омейяды начали чеканить собственную монету. Для наилучшей организации управления государством на всех главных дорогах создавались почтовые станции, налаживалась постоянная почтовая связь.

Халифы, как и прежде, обладали гражданской и духовной властью. Власть халифа передавалась по наследству. Для управления огромным государством были учреждены наместничества. Их главы — эмиры — осуществляли на местах военную, административную и фискальную власть. Они имели двух заместителей:

один отвечал за финансы, другой — кади — был главным судьей и представителем духовной власти халифа. Таких наместничеств при Омейядах было пять. Произошли изменения в системе комплектования армии. Наряду с племенными ополчениями были созданы военные округа. Войска формировались из арабского населения городов, специально определенных для этого. Наибольшими привилегиями пользовалась сирийская армия.

Важным последствием арабского завоевания было распространение ислама на территории халифата. В течение первых двух веков после хиджры завоеватели проводили политику веротерпимости, которая опиралась на зафиксированное в Коране отношение к иудеям и христианам как к «людям писания», получившим «откровение» от пророков — Моисея и Иисуса, а также на экономическую и политическую целесообразность. За немусульманским населением сохранялось самоуправление в рамках их религиозных общин. Ислам распространялся постепенно, но в Х в. мусульмане уже стали составлять большинство населения халифата.

Вторая гражданская война и падение халифата Омейядов. Омейяды опирались лишь на ту часть арабской знати, которая была связана с Сирией и Египтом. В оппозиции к ним находились отстраненные от власти Алиды и Аббасиды (потомки дяди «пророка» — Аббаса) и многие сподвижники пророка в Мекке и Медине. Недовольство проявляли также неарабские феодалы и мусульмане-неарабы. Усиление налогового гнета в связи с огромными расходами на содержание армии и двора вызывало широкое недовольство народных масс. Это недовольство, как правило, выражалось в форме различных религиозных движений.

Еще в 680 г., после смерти первого омейядского халифа Муа-вийи, шииты во главе с Хусейном, сыном Али и дочери пророка Фатимы, подняли восстание, которое было жестоко подавлено. Было также несколько выступлений хариджитов. Во второй четверти VIII в. отдельные разрозненные восстания прокатились по всему халифату. В 728—737 гг. восстали согдийцы в Мавераннах-ре, в 734—743 гг. — берберы в Магрибе и Испании, в 740 г. — шииты в Куфе, в 744—747 гг. — хариджиты в Двуречье, Западном Иране и Южной Аравии. Все эти восстания имели разный социальный состав участников и различную идеологическую оболочку. Кульминацией всех выступлений явилось восстание в Харасане, ^возглавляемое бывшим рабом Абу Муслимом, которое началось в;, 747 г. и вылилось в настоящую гражданскую войну, охватившую Цвесь Иран и Ирак. Основную массу восставших составляли иранские крестьяне, к которым присоединились иранские землевладельцы-дикхане, осевшие в Харасане арабские племена, много | беглых рабов. Столь же пестрым был состав участников восстания Ии в религиозном отношении: мусульмане различных толков — сунниты, шииты, хариджиты и немусульманское население. Войска | Омейядов были разбиты восставшими. В результате гражданской войны к власти пришла новая династия — Аббасиды (потомки дяди «пророка»). В 749 г. Аббасид Абу-ль-Аббас-ас-Саффах был провозглашен халифом. Утвердившись на престоле халифата, Аббасиды расправились с восставшими. Абу Муслим был казнен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: