Компетенция – определяемые К РФ предметы ведения и полномочия органа (органов) гос власти федерального, регионального или местного уровней.
Компетенция РФ охватывает полномочия, предметы ведения самое РФ и ее полномочия по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В остальных вопросах компетенция принадлежит субъектам Федерации. Каждый уровень управления, предусматривает различную степень самостоятельности Федерации и субъектов в процессе принятия решений и реализации властных полномочий.
Анализ решений Конституц Суда РФ позволяет сформулировать след систему общин правовых позиций в области разграничения полномочий, которая включает в себя след положения:
1) Конституция осущ разграничение нормотворчества полномочий федерального и региональных законодателей
2) Отсутсвие фед закона не препятствует субъекту Федерации принять собственный правовой акт по вопросам совместного ведения
3) Конституционное разграничение полномочий может быть конкретизировано фед законодателем
|
|
4) Фед законодатель обладает свободой усмотрения при распределении и перераспределении – в соответсвии с обусловленными К РФ принципами и целями государственно-властных полномочий между органами различных территориальных уровней единой гос власти в РФ, с тем чтобы обеспечить наиболее эффективный механизм реализации конституционных функций гос-ва в сферах общественных отношений, выступающих объектами гос воздействия
5) В сфере совместного ведения РФ и субъектов Федерации полномочия органов гос власти края, области на территории автономного округа осущ в рамках, определенных ФЗ и договором между соответствующими органами гос власти, которые обязаны принять меры для достижения согласия; отсутствие договора не может служить препятствием для распространения юрисдикции органов гос власти края, области на автономный округ.
Действующая К РФ термин компетенция не использует, речь идет о предметах ведения и полномочиях.
Предметы ведения представляют собой определенную сферу общественных отношений, регулируемых нормами права. Полномочия – это права и обязанности гос-ва, органа гос власти по осущ гос-властных действий.
Предметы ведения РФ выступают государственно-правовой формой проявления учредительного характера гос власти. Они охватывают важнейшие сферы жизнедеятельности гос-ва и общества, принципы и условия функционирования политических, экономических и социальных основ конституционного строя, системы гос власти в РФ, правового положения личности, обороны и безопасности, международных отношений.
|
|
Предметы ведения РФ можно подразделить на след основные группы:
1) Предметы ведения учредительно-правового характера: принятие и изменение Конституции РФ, фз, федеративное устройство и территория РФ, фед гос служба, установление системы фед органов гос власти, регулирование и защита прав человека, федеральное гражданство, регулирование и защита прав национальных меньшинств, гражданское, граждан-процесс, арбитражного-процесс законодат, уголовное, угол-проц, угол-исполнит законодат, судоустройство, прокуратура и фед коллизионное право
2) Предметы ведения соц-эконом характера: фед гос собственность, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, фед эконом службы, фед бюджет, фед налоги и сборы, фед фонды регионального развития, фед энергетические системы, фед транспорт, пути сообщения
3) Предметы ведения в сфере обороты и безопасности: оборонное производство, определения порядка продажи оружия и боеприпасов, производство ядовитых веществ, определение статуса и защиты гос границы
4) Внешнеэконом и внешнеполитич предметы ведения: внеш политика и международные договоры РФ, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения РФ
Под предметами совместного ведения РФ и субъектов РФ понимается круг вопросов, сфер общественных отношений, решение или регулирование которых относится к совместной деятельности Федерации и субъектов. При этом принцип равноправия в отношения Федерации и субъектов РФ предполагает ведущую роль Федерации, поскольку по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются фз и принимаемые в соот с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Перечень предметов совместного ведения носит закрытый характер, то есть не подлежит расширению за счёт включения др вопросов.
Предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ можно подразделить на след группы:
1) Предметы ведения учредительно-правового характера: установление общих принципов организации системы органов гос власти и МСУ, обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ конституции РФ и фз, защита прав человека, национальных меньшинств, административное, админ-процесс, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодат о недрах, об охране окруж среды, кадры судебных и правоохран органов, адвокатура и нотариат
2) Предмета ведения соц-эконом характера: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и др природ ресурсами, разграничение гос собственности, природопользование, охрана окруж среды, общие вопр воспитания, образования, науки, культуры, физ культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства, детства, соц защита, включая соц обеспечение
3) Внешнеэконом и внешнеполитич предметы ведения: координация международных внешнеэконом связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.