double arrow

Компетенция РФ (понятие и виды)

Компетенция – определяемые К РФ предметы ведения и полномочия органа (органов) гос власти федерального, регионального или местного уровней.

Компетенция РФ охватывает полномочия, предметы ведения самое РФ и ее полномочия по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В остальных вопросах компетенция принадлежит субъектам Федерации. Каждый уровень управления, предусматривает различную степень самостоятельности Федерации и субъектов в процессе принятия решений и реализации властных полномочий.

Анализ решений Конституц Суда РФ позволяет сформулировать след систему общин правовых позиций в области разграничения полномочий, которая включает в себя след положения:

1) Конституция осущ разграничение нормотворчества полномочий федерального и региональных законодателей

2) Отсутсвие фед закона не препятствует субъекту Федерации принять собственный правовой акт по вопросам совместного ведения

3) Конституционное разграничение полномочий может быть конкретизировано фед законодателем

4) Фед законодатель обладает свободой усмотрения при распределении и перераспределении – в соответсвии с обусловленными К РФ принципами и целями государственно-властных полномочий между органами различных территориальных уровней единой гос власти в РФ, с тем чтобы обеспечить наиболее эффективный механизм реализации конституционных функций гос-ва в сферах общественных отношений, выступающих объектами гос воздействия

5) В сфере совместного ведения РФ и субъектов Федерации полномочия органов гос власти края, области на территории автономного округа осущ в рамках, определенных ФЗ и договором между соответствующими органами гос власти, которые обязаны принять меры для достижения согласия; отсутствие договора не может служить препятствием для распространения юрисдикции органов гос власти края, области на автономный округ.

Действующая К РФ термин компетенция не использует, речь идет о предметах ведения и полномочиях.

Предметы ведения представляют собой определенную сферу общественных отношений, регулируемых нормами права. Полномочия – это права и обязанности гос-ва, органа гос власти по осущ гос-властных действий.

Предметы ведения РФ выступают государственно-правовой формой проявления учредительного характера гос власти. Они охватывают важнейшие сферы жизнедеятельности гос-ва и общества, принципы и условия функционирования политических, экономических и социальных основ конституционного строя, системы гос власти в РФ, правового положения личности, обороны и безопасности, международных отношений.

Предметы ведения РФ можно подразделить на след основные группы:

1) Предметы ведения учредительно-правового характера: принятие и изменение Конституции РФ, фз, федеративное устройство и территория РФ, фед гос служба, установление системы фед органов гос власти, регулирование и защита прав человека, федеральное гражданство, регулирование и защита прав национальных меньшинств, гражданское, граждан-процесс, арбитражного-процесс законодат, уголовное, угол-проц, угол-исполнит законодат, судоустройство, прокуратура и фед коллизионное право

2) Предметы ведения соц-эконом характера: фед гос собственность, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, фед эконом службы, фед бюджет, фед налоги и сборы, фед фонды регионального развития, фед энергетические системы, фед транспорт, пути сообщения

3) Предметы ведения в сфере обороты и безопасности: оборонное производство, определения порядка продажи оружия и боеприпасов, производство ядовитых веществ, определение статуса и защиты гос границы

4) Внешнеэконом и внешнеполитич предметы ведения: внеш политика и международные договоры РФ, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения РФ

Под предметами совместного ведения РФ и субъектов РФ понимается круг вопросов, сфер общественных отношений, решение или регулирование которых относится к совместной деятельности Федерации и субъектов. При этом принцип равноправия в отношения Федерации и субъектов РФ предполагает ведущую роль Федерации, поскольку по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются фз и принимаемые в соот с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Перечень предметов совместного ведения носит закрытый характер, то есть не подлежит расширению за счёт включения др вопросов.

Предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ можно подразделить на след группы:

1) Предметы ведения учредительно-правового характера: установление общих принципов организации системы органов гос власти и МСУ, обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ конституции РФ и фз, защита прав человека, национальных меньшинств, административное, админ-процесс, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодат о недрах, об охране окруж среды, кадры судебных и правоохран органов, адвокатура и нотариат

2) Предмета ведения соц-эконом характера: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и др природ ресурсами, разграничение гос собственности, природопользование, охрана окруж среды, общие вопр воспитания, образования, науки, культуры, физ культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства, детства, соц защита, включая соц обеспечение

3) Внешнеэконом и внешнеполитич предметы ведения: координация международных внешнеэконом связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: