double arrow

Источники формирования доходов государственного бюджета


Статья 6 БК РФ определяет бюджет как «свод бюджетов всех уровней бюджетной системы». Поэтому бюджет гос-ва -это федеральный бюджет всех субъектов Федерации.

Гос-ый бюджет –это главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных ср-в для обеспечения функций органов гос-ой власти.

Бюджетное законодательство различает бюджет гос-ва и го-ый бюджет. На основании Конституции РФ гос-ый бюджет носит название федерального.

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения ВВП и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности гос-ва, развитием науки, подготовкой высококвалифицированных специалистов.

Доходы федерального бюджета –это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов гос-ой власти соответствующего уровня.

Доходы фед-го бюджета подразделяются на: налоговые и неналоговые.

К налоговым доходам фед-го бюджета относятся: 1) фед-ые налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюд-ми разных уровней бюд-ой системы РФ утверждаются фед-ым законом о фед-ом бюджете; 2) Таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи; 3) гос-ая пошлина в соответствии с законодательством РФ.

Наиболее крупными в финансовом отношении явл-ся такие виды налоговых доходов, как НДС, акцизы, налог на прибыль организации.

К неналоговым доходам относятся: 1) доходы от использования имущества, находящегося в гос-ой власти;

2) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов гос-ой власти РФ после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах в полном объеме; 3) части прибыли унитарных предприятий созданных РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

Большую группу неналоговых доходов составляют доходы от продажи имущества, находящегося в гос-ой власти и муниципальной собственности; доходов от продажи принадлежащих гос-ву производственных и непроизводственных фондов; транспортных сре-в и др. оборудования; доходы от продажи гос-ом принадлежащих ему акций организаций; поступления от приватизации; доходы от продажи квартир; доходы от реализации кладов, конфискованного, бесхозяйственного имущества, переходящего в гос-ую и муниципальную собственность в порядке наследования и дарения.

В составе неналоговых доходов есть административные платежи и сборы, например, таможенные сборы; поступления по штрафным санкциям и возмещению ущерба, например, санкции за нарушение порядка цен; поступления сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с несоблюдением стандартов и технических условий.

В доходах фед-го бюджета также учитываются: 1) прибыль Банка России, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей; 2) доходы от внешнеэкономической деятельности.

Обособленную группу доходов бюджета в России составляет доход от целевого бюджетного фонда. С 2001г. в фед-ый бюджет включены ср-ва целевого бюджетного фонда Министерства РФ по атомной энергии.

Собственные доходы фед-го бюджета могут передаваться бюджетам субъектов РФ и местным бюд=ам по нормативам, устанавливаемым фед-ым законом о фед-ом бюджете на очередной фин-ый год на срок не менее трех лет и Фед-ым законом «О финансовых основах местного самоуправления в РФ»

Разнообразие видов бюд-ых доходов делает необходимым их группировку: 1)в зависимости от уровня бюд-ой системы на который поступают доходы бюд-та, они подразделяются на: а)федеральные; б) региональные (доходы бюджетов субъектов РФ); в) местные (доходы местных бюджетов).2) в зависимости от администрирования они делятся на6 а) собственные доходы; б)регулирующие доходы.

Правовые основы формирования доходов бюджета по уровням бюд-ой системы устанавливаются конституцией страны, ее бюджетным и налоговым законодательством, нормативными актами, регулирующими не только разграничение и распределение, но и перераспределение доходов по уровням гос-го и муниципального управления. Необходимость увеличения доходов явл-ся одной из актуальных задач современности для любой страны.

Внутренними источниками формирования доходов бюджета выступают:

- созданный валовой внутренний продукт (ВВП)

- национальное богатство (накопленные материальные ценности и разведанные природные ресурсы). Национальное богатство должно использоваться тогда, когда не хватает ВВП имеется определенный излишек природных ресурсов.

Что касается внешних источников формирования доходов бюджета, то они могут быть как внутренними, так и внешними. Внешние характеризуют международное перераспределение финансовых ресурсов и могут формироваться на основе таких методов как:

- прямое перераспределение (например, репарация);

- международный кредит;

- налогообложение экспортно-импортной деятельности (таможенные платежи);

- валютное регулирование (отклонение установленного курса валют от реального их соотношения);

- ценовой механизм ( в мире сложился определенный масштаб цен на товары, который приводит к международному перераспределению ресурсов, некоторым государствам не выгодно производить ряд товаров и они охотно их покупают в других странах, где производство этих товаров обходится дешевле).


Сейчас читают про: