Расходы гос-го бюджета

Расходы бюджета- денежные ср-ва, направленные на финансовое обеспечение задач и функций гос-ва и местного самоуправления. Эти затраты, выражают экономические отношения, возникающие на основе которых происходит процесс использования ср-в централизованного фонда ден-ых ср-в гос-ва по различным направлениям.

Гос-ые расходы – это денежные отношения, возникающие на завершающей стадии распределительного процесса в связи с использованием фондов фин-ых ресурсов субъектов экономических отношений в целях финансирования затрат расширенного воспроизводства и удовлетворения др. общественных потребностей. Расходы фед-го бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования.

Специфика общественного назначения гос-ых расходов состоит в обеспечении финансирования гос-ой дея-ти; т.е. выполнении экономической, социальной, управленческой, военной и др. функций гос-ва. Объем и структура гос-ых расходов в ВВП зависит от многих факторов: этапа общественного развития, внешней и внутренней политики гос-ва, уровня благосостояния населения, размера гос-го сектора в экономике и др.

Гос-во выполняет свои функции либо непосредственно через систему органов управления, либо через принадлежащие ему предприятия, организации, учреждения. Гос-ые расходы осуществляются из различных фондов как централизованных (бюджетов различных уровней, а также гос-ых внебюджетных фондов), так и децентрализованных (фондов гос-ых предприятий).

Расходы бюджета представляют собой финансирование затрат, необходимых для осуществления гос-ом своих конституционных функций. Таким образом, расходы гос-го бюджета уже гос-ые расходы. Через гос-ый бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей гос-го регулирования экономического развития страны и реализации соц-ой политики на всей ее территории.

Основная часть расходов местных бюджетов приходится на социальные мероприятия и управление местным хозяйством: финансирование муниципального строительства, дорожного хозяйства, общественного транспорта, затрат на просвещение, здравоохранение. Финансовое звено специальных (внебюджетных) фондов осуществляет расходы, обусловленные назначением этих фондов. Сюда относят расходы по соц-му обеспечению и соц-му страхованию, осуществлению различных экономических мероприятий и пр.

Расходы бюджетов в зависимости от экономического содержания подразделяются на: 1) капитальные расходы бюджетов, предназначенные для обеспечения инновационной и инвестиционной дея-ти. Они включают в себя: а) рас-ды на инвестиции в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; б) ср-ва, предоставляемые в качестве бюд-ых кредитов на инвес-ые цели юрид. лицам; в) рас-ды, на проведение капитального ремонта и иные рас-ды, связанные с расширением воспроизводства; г) рас-ды, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, ее субъектов и муниципальных образований; д) др. рас-ды бюджета, вошедшие в капитальные рас-ды в соответствии с экономической классификацией рас-ов бюджетов РФ.

2) текущие рас-ды предназначены для обеспечения текущего функционирования органов гос-ой власти, органов местного самоуправления и бюд-ых учреждений, а также оказания гос-ой поддержке другим бюд-ам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. В эту категорию входят и др. рас-ды бюджетов, не включенные в капитальные рас-ды.

Выделяют след формы рас-ов бюджетов 1) ассигнования на содержание бюджетных учреждений;2) оплата по гос-ым (муниципальным) контрактам; 3) трансферты населению; 4) ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на др. уровни власти и на компенсацию дополнительных рас-ов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти; 5) бюджетные кредиты юр. Лицам; 6) субвенции и субсидии юри. и физ. лицам; 7)инвестиции в уставной капиталы юр. Лиц.; 8) бюджетнве ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам др. уровней, внебюджетным фондам; 9) кредиты иностранным гос-ам; 10) ср-ва на обслуживание и погашение долговых обязательств.

Под дотацией понимается Ср-ва, представляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов. Субвенция ср-ва, предоставляемые на той же основе бюджету др.уровня на осуществления целевых расходов. Субвенция ср-ва предоставляемые бюджету др.уровня на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Осуществляя расходы, гос-во оказывает прямое воздействие на экономику, увеличения или уменьшая общий объем расходов на отдельные сектора экономики.

По характеру потребностей расходы делятся на обыкновенные и чрезвычайные. Обыкновенные расходы отвечают постоянным потребностям гос-ва и возобновляются с каждым финансовым годом. чрезвычайные – обусловлены случайными и изменчивыми потребностями

В самом общем виде расходы гос- ва могут быть разделены на две большие группы; а) расходы, обусловленные внутренними проблемами; б) расходы связанные с внешними функциями гос-ва. Основную часть расходов составляет первая группа. Лишь в случае войны или внешнеэкономической экспансии доля второй группы возрастает.

По целевому назначению расходы гос-ва подразделяются на три группы; текущие расходы (бюджет текущего потребления), накопительные (бюджеты развития), а также расходы, связанные с образованием и обслуживанием страховых и резервных фондов. Каждая группа утверждается отдельно.

Текущие расходы связаны с обеспечением функционирования бюджетных организаций и включают: текущие затраты на содержание органов гос-ой власти и управления, правоохранительных органов, на оборону, науку, предоставление социальных коммунальных услуг, услуг народного хозяйства, выплату процентов по гос-му долгу –внутреннему и внешнему, бюджетные ссуды на текущие нужды др.

Капитальные расходы связаны с затратами на новое строительство и развитие действующих объектов гос-ой и муниципальной собственности в плане их расширения, реконструкции, техническое перевооружение, т.е финансовыми вложениями в основной капитал и прирост материальных оборотных средств.

Гос-ые расходы по признаку участия в общественном воспроизводстве подразделяются на сре-ва гос-ва, направленные на финансирование материального производства и непроизводственной сферы.

По отраслевому признаку расходы группируются в материальном производстве по отраслям народного хозяйства: промышленность, сельское хоз-во, строительство, транспорт и т.д. В непроизводственной сфере выделяют расходы на соц-но- культурные мероприятия: образования здравоохранение, соц-ое обеспечение и соц-ое страхование, науку, военные расходы на содержание органов гос-ой власти и управления.

По общественному назначению расходы гос-ва могут быть поделены на след. группы: расходы на соц-ые цели; внешнеэкономические расходы; экономические расходы, или расходы на вмешательство в экономику; расходы на оборону страны, или военные расходы; расходы на управление.

12. Государственный долг и структура гос-го долга.

Государственный долг –это долговые обязательства гос-ва перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, возникающие из гос-ых займов, договоров и соглашений об предоставлении бюджетных кредитов и ссуд, пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет, принятых на себя гос-ом гарантий (поручительств) по обязательствам третьих лиц, др. обязательства, а также принятые на себя гос-ом обязательства третьих лиц.

В зависимости от района размещения и валюты займа гос-ый долг подразделяется на внешний и внутренний.

В зависимости от срока погашения гос-ые долговые обязательства могут быть краткосрочные (до1года), среднесрочные (от1до5лет), и долгосрочные (от 5до 30лет)

В РФ состав, принципы управления, контроль за состоянием и порядком обслуживания гос-го долга определяется Бюджетным кодексом РФ и др. правовыми актами.

В состав гос-го долга России включаются: 1) кредитные соглашения и договоры заключенные от имени РФ с кредитными организациями, иностранными гос-ми и международными финансовыми организациями в пользу перечисленных кредитов; 2)ГОс-ые ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ; 3) договоры о предоставлении гос-ых гарантий РФ, договоры поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами; 4) переоформление долговых обязательств третьих лиц в гос-ый долг РФ на основе принятых федеральных законов; 5) соглашения и договоры в т.ч. международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств России прошлых лет.

В России в составе гос-го долга наряду с федеральным долгом выделяют долги Субъектов РФ, представленные совокупностью их долговых обязательств. Последние существуют в форме: 1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени субъекта РФ с физ.и фр, лицами кредитными организациями, иностранными гос-ми, международными финансовыми организациями в пользу указанных кредитов; 2) гос-ых займов субъектов РФ осуществляемых путем выпуска Ценных бумаг субъекта РФ; 3) договоров о предоставлении гос-ых гарантий субъекта РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами; 4) переоформление долговых обязательств третьих лиц в гос-ый долг субъекта РФ на основании принятых им законов; 5) соглашений и договоров, заключенных от имени субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.

Сроки погашения долговых обязательств субъектами РФ не могут превышать 30 лет.

Все расходы по обслуживанию долговых обязательств России и субъектов РФ, включая дисконт по дисконтным ценным бумагам, отражаются в федеральном и региональных бюджетов как расходы на обслуживание гос-го долга. В эти расходы закладывается и резерв по исполнению обязательств по гос-ым гарантиям при наступлении гарантийного случая. Погашение долга РФ учитывается в федеральном бюджете путем вычитания суммы погашаемых обязательств из суммы поступлений источников финансирования дефицита федерального бюджета и отражаются: 1) по внутренний займам – в Программе гос-ых внутренних заимствований РФ; 2) по внешним – в Программе гос-ых внешних заимствований. Погашение гос-го долга субъекта учитывают в расходной части регионального бюджета как расходы на погашение гос-го долга.

Структура государственного долга субъекта Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств субъекта Российской Федерации по установленным настоящей статьей видам долговых обязательств.

В объем государственного долга субъекта Российской Федерации включаются:

1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации;

2) объем основного долга по кредитам, полученным субъектом Российской Федерации;

3) объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта Российской Федерации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

4) объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом Российской Федерации;

5) объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств субъекта Российской Федерации.

В объем государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации включаются:

1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

2) объем основного долга по кредитам, полученным субъектом Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

3) объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта Российской Федерации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

4) объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом Российской Федерации, выраженным в валюте Российской Федерации;

5) объем обязательств субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

6) объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств субъекта Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации.

В объем государственного внешнего долга субъекта Российской Федерации включаются:

1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

2) объем основного долга по кредитам, полученным субъектом Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

3) объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом Российской Федерации в иностранной валюте, а также предоставленным в обеспечение обязательств в иностранной валюте;

4) объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств субъекта Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: