double arrow

Гарантии прав и свобод человека и гражданина

Гарантии конституционных прав в большей степени зависят от уровня развития экономики, правовой культуры общества и степени его демократизации, а также от степени независимости судебной власти, от соразмерности установленных законом ограничении и других факторов. Гарантии – это юридические средства, обеспечивающие реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина.

По территории действия гарантии прав и свобод подразделяются на международно-правовые и внутригосударственные. Первые закреплены в комплексе глобальных и региональных международных конвенций и рекомендаций и обеспечиваются деятельностью целого ряда межгосударственных органов.

Внутригосударственные гарантии принято подразделять на экономические, политические и юридические. В социалистических странах в качестве экономических гарантий конституции обычно называют социалистическую систему хозяйства, ликвидацию безработицы, бесплатное предоставление в «распоряжение трудящихся» общественных зданий для проведения собраний и т.д. Политические гарантии в марксистской доктрине связываются с характером государственной власти: подлинной гарантией считается принадлежность государственной власти трудящимся, рабочим, крестьянам, трудовой интеллигенции. Наиболее общей юридической гарантией признается режим социалистической законности.

В странах рыночной экономики (в том числе социально ориентированной), хотя есть детальное законодательство о медицине, муниципальном строительстве жилья, образовании и т.д., экономическим и политическим гарантиям в конституционном праве уделяется мало внимания, акцент делается на детально разрабатываемых юридических гарантиях. Важнейшей юридической гарантией является существование правового государства. В новейших конституциях говорится об основных средствах юридической защиты прав.

Различаются самозащита (обращение в суд и непосредственные действия, например, необходимая оборона), защита государства и международная защита. Среди них уже названные нами формы судебной деятельности, роль президента как гаранта этих прав, деятельность омбудсмана (уполномоченного по правам человека). В западноевропейской доктрине основной социально-экономической гарантией прав граждан считается обладание собственностью, что дает возможность человеку независимо осуществлять свои права, свободу выбора занятий; существование социального государства; все более массовый характер «среднего класса».

Политические гарантии прав связываются с различными формами осуществления власти народа, особенно со свободными и регулярными выборами, проведением референдумов, разделением властей, многопартийностью, свободой оппозиции, с участием граждан в управлении.

Внутригосударственные гарантии прав и свобод можно классифицировать и по другим основаниям. По источникам закрепления они подразделяются на конституционные, законодательные и подзаконные. Предмет конституционного права охватывает только конституционные гарантии.

К их числу относятся:

- само закрепление прав и свобод в конституции;

- установление их важнейших принципов (неотменяемости прав и свобод, равноправия);

- наличие в конституциях некоторых прав, не имеющих самоценности, а направленных на защиту других прав и свобод (прежде всего, это права-гарантии уголовно-процессуального характера);

- наконец, институциональные гарантии, заключающиеся в деятельности органов государства по охране прав человека.

Конституционные права граждан защищаются всей системой судебной власти в стране, это значит, что любой гражданин вправе обратиться с иском по поводу нарушения его конституционных прав. Защита конституционных прав граждан является специальной обязанностью конституционных судов. Кроме того, гражданин может обращаться в международные органы для правовой защиты; к числу которых относятся комитет ООН по правам человека или Европейский суд в Страсбурге, в случае, если государство является участником соответствующей конвенции. К числу институтов, гарантирующих права и свободы, относится получающий все более широкое распространение институт парламентского уполномоченного по правам человека (омбудсман, комиссар, посредник, народный защитник и т.п.)

Омбудсманы – это должностные лица, главной функцией которых является наблюдение за соблюдением прав человека органами (прежде всего исполнительной власти) государства и местного самоуправления. Институт омбудсманов возник в Швеции в XIII веке, но только в XX столетии он распространился по всему миру. Омбудсман, как правило, назначается парламентом на определенный срок, но может быть досрочно смещен им. В ряде стран омбудсманы назначаются и смещаются правительством или главой государства. Смещение омбудсмана с должности возможно только при наличии оснований, указанных в конституции или законе (состояние здоровья, совершение преступления и т.п.).

В компетенцию омбудсмана входит рассмотрение жалоб на нарушение прав человека. Во многих странах к омбудсману можно обратиться лишь после того, как исчерпаны все иные внутригосударственные средства защиты того или иного права. Часто обращение к омбудсману может последовать только через парламентария, избранного по округу, в котором проживает заявитель.

Омбудсман вправе, рассматривая жалобу, возбудить повторное производство по соответствующему деду, вызывать свидетелей и экспертов, допрашивать их, истребовать необходимые документы и материалы, обращаться в органы публичной власти, нарушившие права человека, с рекомендациями о прекращении нарушения и пересмотре дела. Но сам омбудсман решений по существу принимать не может. Омбудсман анализирует состояние дел в области прав человека в данной стране и периодически докладывает об этом парламенту. Таким образом, главной функцией омбудсмана является предание гласности фактов нарушения прав человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: