double arrow

Нравственная свобода и необходимость


Основные понятия

План лекции

Лекция 5. Моральная свобода и нравственная ответственность личности (2 ч)

5.1. Нравственная свобода и необходимость.

5.2. Моральный выбор.

5.3. Моральная ответственность.

Волюнтаризм – понятие, объявляющее волю, а не разум, высшим принципом бытия.

Выбор (моральный) – духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений и действий.

Интериоризация – процесс присвоения человеком нравственных ценностей, перевод их в личностно-значимые, собственные ценностные ориентиры.

Моральная мотивация – побудительная причина к выбору нравственного поведения.

Моральная необходимость – способ реализации нравственной позиции в действительность.

Моральная ответственность – отношение зависимости человека от чего-то, воспринимаемого им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий.

Моральная свобода – возможность определения (нравственного самоопределения) и реализации нравственной позиции на основе познания конкретной нравственной необходимости.

Оценка (моральная) – акт выявления и обоснования моральной ценности феноменов, из которых складывается сознательная человеческая деятельность; суждение, выражающее «одобрение» или «неодобрение» феноменов морали.




Свобода – этическая категория, выражающая меру независимости субъекта от внешнего воздействия; осознанная необходимость.

Свобода воли – понятие, отражающее способность разума к самоопределению; независимость от внешней причинности и в силу этого – способность к самоопределению.

Свобода выбора – условие морального действия, то предварительное основание, опираясь на которое, мораль может осуществлять свою активную роль регулятора социального поведения.

Категория «свободы»является важнейшим условием бытия и моральности человека. Однако вопрос о сущности свободы как одной из центральных проблем этики до настоящего времени не прояснен. Проблема свободы привлекала к себе внимание философов с древнейших времен; в разных философских учениях даются свои определения этому понятию. Еще Эпикур считал, что основой счастливой жизни человека должно служить сознание внутренней свободы. Он подчеркивал активную роль свободы людей при выборе собственных действий, а также возможность их нравственной оценки. По Эпикуру, человек способен обладать свободой воли и нести ответственность только тогда, когда его действия не подвержены непосредственному влиянию необходимости. Однако большинство поступков людей совершается под влиянием необходимости, исключающей свободу воли человека. Согласно Эпикуру, необходимость и свобода взаимоисключают влияние друг на друга.



Следующий этап развития понятия «свобода» связан с Аристотелем. Аристотель в «Этике» проводит мысль, что поступки людей должны сообразовываться с объективной необходимостью и что люди могут руководить своими действиями только в том случае, если их совершение находится во власти человека. По этому принципу Аристотель и подразделяет поступки на непроизвольные и произвольные. Непроизвольные поступки вызваны действием внешних причин, они совершаются подневольно (под влиянием природной стихии или чьей-то власти) или по неведению (совершающий действие не может знать обо всех возможных последствиях). Не всякие произвольные действия добровольны, человек вынужден их совершать, если не хочет испытать страдания. Проблема свободы как произвольности была поставлена Аристотелем в связи с природой добродетелей. Среди произвольных поступков выделяются намеренные (преднамеренные), которые совершаются сознательно, по выбору, и сознательные действия – не те, которые совершены только из желания, людям свойственно желать и несбыточного, выбор же касается того, что зависит от человека, а именно: средств достижения цели и способов их употребления.



Очередное понимание свободы основывается на самопроизвольном отклонении от предзаданной необходимости и связано со свободным выбором. Такая позиция содержится в религиозном сознании, в котором представления о свободе соотносятся с постижением идеи Бога, законов божественной морали, с благодатью. Христианство исходит из того, что воля человека свободна, она сама делает выбор добра и зла.

По И. Канту, свобода диктуется законами (в частности, категорическим императивом) практического разума, а необходимость составляет область теоретического разума.

В прагматизме свобода представляется способом достижения насущной выгоды, а в экзистенциализме – реализацией эгоистических интересов, абсолютной свободой. В данных случаях свобода – это иллюзия, как бы предоставляющая человеку возможность не руководствоваться никакими правилами.

Еще одна трактовка свободы основывается на том, что человек как телесное, материальное существо подчиняется всем физическим законам и физиологическим потребностям (закон всемирного тяготения, потребность в воздухе, воде, и т. д.). Как личность, живущая в обществе, человек подчиняется его социальным и юридическим законам, нормам и правилам поведения. Экономическая жизнь общества отражается в способе нашего существования, в занятости. Все условия, законы, в которых живет и действует человек, которым он подчиняется, есть данность, необходимость, предзаданная человеку. Необходимость предполагает, что человек может осознать (познать) ее как единственно возможную; подчиниться ей; принять необходимость как свое внутреннее побуждение; осознать свое место в едином процессе необходимости. Сущность свободы состоит в познании необходимостей. Понимание свободы как познанной необходимости содержится в учениях Т. Гоббса, Б. Спинозы, Г. Гегеля, К. Маркса. Можно говорить о различных уровнях познания моральной необходимости: обыденной, научной, эмоциональной, рациональной и пр. Само по себе знание моральной необходимости не является гарантией добродетельного поведения, если не совпадает с личными потребностями, не становится субъективно значимым убеждением. Познавая необходимость, человек ставит перед собой цель и добивается ее осуществления.

Анализ различных трактовок категории «свобода» позволяет заключить, что, с одной стороны, свобода – это осознанная необходимость, выражающаяся в соотношении свободы и необходимости, а с другой, свобода это выбор и творческий акт. Следовательно, свобода – это возможность поступать в соответствии с собственными ориентирами, желаниями в рамках наличной необходимости. Чем человек свободнее, с тем большей необходимостью будет определяться содержание его деятельности и творчества. В стремлении к творчеству у человека по-разному обнаруживается свобода: как негативная и позитивная, абсолютная и относительная, потенциальная и актуальная. В этическом плане позитивная свобода предстает как добрая воля, которая подчинена нравственному закону.
Абсолютная и относительная свободы представляют собой идеальное, существующее в перспективе, и реальное, связанное с самореализацией субъекта, состояния. Потенциальная и актуальная свободы отражают наличие благоприятных социальных обстоятельств и готовность субъекта к самоосуществлению морального выбора. Органическая свобода – та, в которой цели субъекта совпадают с общественными и способствуют самореализации субъекта (личности). Страглистская свобода вскрывает причину конфликта человека и общества. Источник этого конфликта видится в активной позиции субъекта, борющегося со всеми социальными препятствиями. Эскапистская свобода, согласно которой субъект бежит от мира, показывает возможность реализации себя во внутренних формах (в себе, в своем мире), чтобы там обрести свободу. Адаптивная свобода позволяет субъекту приспосабливаться к обстоятельствам, адаптироваться к миру. Выделяют также свободу общественную и свободу индивидуальную.
Общественная свобода проявляется в отношении к закономерностям природы, общественным закономерностям и во взаимодействии личности и общества. Индивидуальная свобода – в проблеме свободной воли. Как видим, категория свободы – понятие многоплановое, имеющее сложную структуру и классификацию.

В самом общем смысле понятие «свобода» означает отсутствие ограничений и принуждения. Содержание свободы состоит в оснащенности человека, позволяющей ему компенсировать имеющиеся ограничения.
Источником ограничений может быть власть, мораль и прочие законы.
В некотором смысле в качестве ограничения выступает понимание свободы как самообладания, которое обнаруживается в воле.

В русском языке слово «воля» употребляется как близкое по смыслу понятию «свобода». Воля – это свобода от насилия, принуждения; это простор в желаниях и вожделениях; это самоволие. Самоволие проявляется через ограничения, обуздание своеволия, которые человек принимает сам по собственной воле. Личная воля человека в сфере права может быть соотнесена с общей волей, которая выражена в социальной дисциплине и законодательстве, а в сфере морали – с долгом. Это означает, что человек, стремясь к реализации частных целей, должен оставаться в границах принятых норм и не допускать произвола (волюнтаризма).

Корни волюнтаризма содержатся в христианской догматике, учениях
И. Канта, И. Фихте, А. Шопенгауэра, Н. Гартмана, Ф. Ницше. Воля считается слепым, неразумным первоначалом мира, диктующим свои законы человеку. В качестве крайнего выражения этического релятивизма волюнтаризм в основном проявляется в социально-политической практике как попытка произвольно решать проблемы жизни общества. Действовать в духе волюнтаризма – значит не считаться с объективными условиями бытия, с законами природы и общества, выдавая свой произвол за высшую мудрость.

Фатализм, напротив, предопределяет изначально весь ход жизни человека и его поступки, объясняя это то ли судьбой, то ли волей Бога, то ли детерминизмом замкнутой системы, где каждое последующее событие жестко связано с предыдущими (системы Т. Гоббса, Б. Спинозы, и др.). Здесь, по сути дела, не остается места для свободного выбора, ибо нет альтернатив.

Выделяют несколько моделей взаимоотношений личности и общества по поводу свободы и ее атрибутов. Во-первых, это отношения борьбы за свободу, когда человек вступает в открытый и часто непримиримый конфликт с обществом, добиваясь своих целей любой ценой. Во-вторых, это бегство от мира, так называемое эскапистское поведение, когда человек не в силах обрести свободу среди людей. Он бежит в монастырь, в скит, в себя, в свой мир. В-третьих, человек адаптируется к миру, жертвуя в чем-то своим стремлением обрести свободу, идя в добровольное подчинение с тем, чтобы обрести новый уровень свободы в модифицированной форме.

Отрицательная свобода, или независимость, предстает уже не как своеволие, а как автономия. Автономия выражается: в неподопечности,
т. е. в свободе от опеки или диктата; действиях на основании норм и принципов, которые люди признают как рациональные и приемлемые, т. е. отвечающие представлениям о благе; возможности воздействовать на формирование этих норм и принципов путем публичного обсуждения. Отсюда следует, что люди в достижении своих частных целей и намерений должны оставаться в рамках легитимности, т. е. признанных и практически принятых норм.

Возможен, конечно, вариант известного совпадения интересов личности и общества в обретении свободы. Однако для этого государство должно отказаться от насилия и принуждения, гарантировать соблюдение прав человека, признавая, что ценность человеческой личности выше любых других ценностей. Образно проявление свободной воли человека можно выразить следующей фразой: свобода одного человека ограничена свободой другого. Важнейшим качеством моральной свободы является признание другого человека, его свободы высшей ценностью, целью, но не средством достижения личных целей.

Взаимоотношение свободы и необходимости в сфере морали конкретизируется при рассмотрении условий реализации нравственной свободы. Одним из них является познание субъектом моральной необходимости, результат которого – достижение им моральной вменяемости. Различные уровни познания моральной необходимости имеют тесную связь с различными формами моральной вменяемости, которые определяются сложной комбинацией социокультурных и индивидуальных факторов. Моральная вменяемость предполагает не только адекватное представление о нравственных императивах, но и проверку их истинности.

Сказанное выше позволяет заключить, что свобода есть возможность определения и реализации нравственной позиции человека, она должна воплощаться в поступке, позиции, манере поведения и свободе выбора, где человек проявляет себя как самостоятельная и творческая личность.







Сейчас читают про: