Юридическая защита прав человека и гражданина

Литература

1. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 25.12.1996 // СЗ РФ. – 1997. – № 9. – Ст. 1011.

2. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конститу­ционный закон от 26.12.1996 (в ред. от 05.04.2005) // СЗ РФ. – 2005. – № 11. – Ст. 1274.

3. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 12.07.1994 (в ред. от 5.04.2005) // СЗ РФ. – 2005. – № 11. – Ст. 1273.

4. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 (в ред. от 09.11.2005) // СЗ РФ. – 2005. – № 51.

5. О высшем послевузовском образовании: Федеральный закон от 19.07.1996 (в ред. от 10.01.2003) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 165.

6. Об альтернативной гражданской службе: Федеральный закон от 25.07.2002 // СЗ РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3030.

7. Конюхова, И.А. Новые аспекты в защите конституционных прав и свобод в условиях современных вызовов человечеству / И.А. Конюхова // Конституционное и муниципальное право. – 2005. – № 5. – С. 13.

8. Морщакова, Т. Конституционная защита прав и свобод граждан суда­ми Российской Федерации / Т. Морщакова // Сравнительное конституционное обозрение. – 2004. – № 4(49). – С. 124.

9. Пчелинцев, С.В. Пределы ограничений прав и свобод человека в усло­виях особых правовых режимов: современные подходы / С.В. Пчелинцев //Журнал российского права. – 2005. – № 9. – С. 3.

1. Обращение граждан как элемент системы защиты прав

и свобод человека и гражданина

Гарантии прав и свобод человека и гражданина являются составля­ющей, с одной стороны, правового статуса личности, с дру­гой – более емкого понятия «конституционные гаран­тии», под которыми следует понимать совокупность правовых норм и институтов, обеспечивающих защиту кон­ституционных принципов, прав человека, основ конститу­ционного строя, выполнения конституционных обязанно­стей и функционирования различных органов публичной власти. Таким образом, гарантии прав и свобод человека и гражданина – это совокупность конституционно-право­вых норм, институтов, средств, способов, механизмов и процедур, обеспечивающих реализацию, охрану и защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Система гарантий прав и свобод достаточно обширна и включает следующие составляющие:

- социально-экономические (материальные) гарантии – стабильность экономики, отношений собственности, эффектив­ность налоговой системы и собираемости налогов (от­сюда качественное выполнение различных социальных программ, эффективное осуществление личных, политических, социально-экономических и культурных прав и свобод);

- политические гарантии – демократический харак­тер власти и соответствующий государственный режим, обеспечивающие политическую стабильность, высокий уровень политической культуры власти, личности, различ­ных институтов гражданского общества;

- юридические гарантии – собственно правовые сред­ства и способы реализации и защиты прав и свобод.

Юридические гарантии в свою очередь делятся на две группы: формально-юридические и институциональные га­рантии.

Формально-юридические гарантии заключаются в норма­тивном закреплении (непосредственно в Конституции РФ и в других законах) рассмотренных выше и других положе­ний, направленных на обеспечение прав и свобод. Трудно переоценить значение таких конституционных положений, как провозглашение прав и свобод высшей ценностью, в ка­честве одной из основ конституционного строя, определение соблюдения прав и свобод человека в качестве основной обязанности государства (ст. 2 Конституции РФ), закрепле­ние основных прав и свобод на уровне Основного закона (гл. 2) и признание общепризнанных норм и принципов международного права (в том числе международных стан­дартов в области прав человека) составной частью российской правовой системы (ч. 4 ст. 15), запрет применения лю­бых неопубликованных нормативных правовых актов, затра­гивающих права, свободы и обязанности человека и гражда­нина (ч. 3 ст. 15), установление равенства каждого перед законом и судом (ч. 1 ст. 19), закрепление за Президентом РФ функции гаранта Конституции РФ, прав и свобод челове­ка и гражданина (ч. 2 ст. 80), запрет на издание законов, от­меняющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55), предоставление каждому права за­щищать свои права и свободы всеми не запрещенными зако­ном способами, включая самозащиту (ч. 2 ст. 45), и др.

Принципиально важным является конституционный запрет произвольного ограничения прав и свобод человека и гражданина в России. Свобода не беспредельна. Будучи членом общества, человек имеет и определенные обязанно­сти перед другими людьми, обществом, государством, в том числе и обязанность пассивного типа – не нарушать права и законные интересы других лиц (ч. 3 ст. 17 Консти­туции). Исходя из этого, Основной закон российского госу­дарства предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в России. Однако такое огра­ничение не может быть произвольным и беспредельным, и в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ оно обусловлено тремя условиями.

Во-первых, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Таким обра­зом, буквальное толкование данного конституционного по­ложения исключает возможность ограничения прав и свобод законами субъектов РФ (что, к сожалению, на практике рас­пространено достаточно широко) и правовыми актами подза­конного характера (президентскими указами, правительствен­ными постановлениями, ведомственными актами, актами глав регионов, органов местного самоуправления и т.п.).

Во-вторых, ограничение прав и свобод человека и граж­данина возможно только в строго определенных целях, обеспечивающих защиту важных социальных ценностей. Перечень таких целей (оснований) обширен, что дает воз­можность расширительного толкования, но тем не менее исчерпывающий:

- защита основ конституционного строя;

- защита нравственности;

- защита здоровья других лиц;

- защита прав и законных интересов других лиц;

- обеспечение обороны и безопасности государства.

В-третьих, даже при наличии указанных оснований ог­раничение прав и свобод возможно только в той мере, в какой это необходимо для достижения данных целей.

Помимо общих условий ограничения прав и свобод Консти­туция РФ содержит и некоторые специальные условия. В част­ности, в соответствии с ч. 1 ст. 56 в связи с введением на всей территории России или в отдельных ее местностях чрезвычай­ного положения такие ограничения могут устанавливаться с обязательным указанием пределов и срока их действия.

Примеры законодательного ограничения прав и свобод человека и гражданина в указанных целях содержатся, в частности, в Федеральных конституционных законах от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении», в законах РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности», от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе Российской Федера­ции», в Федеральных законах от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», и от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и др. Речь идет об об­щих ограничениях для неопределенного круга лиц, конкретные ограничения отдельных прав и свобод (свободы передвижения, права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, свободного распоряжения своим имуществом и т.д.) отдельных лиц могут иметь место на основе решения суда (в качестве санкции за совершенное правонарушение или меры, направленной на обеспечение вынесения справедливого и объективного решения судом) или мотивированного постановления иных компетентных государственных органов (например, постановления следователя о применении в качестве меры пресечения подписки о невыезде).

Предусмотренные в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ условия ограничения прав и свобод человека и гражданина должны соблюдаться не только в отношении прав и свобод, закреплен­ных непосредственно в Основном законе, но и в отношении иных прав, предоставленных отдельным категориям граждан в России (ветеранам, пенсионерам, студентам, военнослужа­щим и др.) отраслевым и текущим законодательством.

В соответствии с ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в Россий­ской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Буквальное толкование данной нормы (т.е. запрет отменять и умалять не только права, предусмотренные в Конституции, но и права, составляющие так называемый специальный правовой статус и закрепленные в отраслевом и специаль­ном законодательстве) «связывает» законодателя, не позво­ляя ни при каких условиях издавать законы, повышающие налоги и иные платежи, устанавливающие более суровые меры ответственности, отменяющие какие-либо льготы отдельным категориям граждан и т.п. Конституционный Суд РФ, в частности, неоднократно указывал в своих ак­тах, что в правовом социальном государстве недопустима отмена прав, льгот и преимуществ, установленных, в том числе, и в законах специального характера (в Федеральном законе от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», в законах РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», от 09.06.1993 № 5142-1 «О донорстве крови и ее компо­нентов» и др.).

Конституция РФ предусматривает так называемые абсо­лютные права и свободы (ч. 3 ст. 56), которые не могут быть нормативно ограничены ни при каких условиях, даже если введено чрезвычайное положение, имело место масш­табное стихийное бедствие, техногенная катастрофа и т.п. К ним, в частности, относятся: право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, свобода со­вести, свобода предпринимательской деятельности, право на жилище, право на судебную защиту с соответствующи­ми процессуальными гарантиями.

При всей значимости формально-юридических гарантий ведущая роль в деле защиты прав и свобод принадлежит институциональным гарантиям. Можно нормативно за­крепить общепринятые демократические подходы к основ­ным характеристикам конституционно-правового статуса личности, но если человек в том или ином государстве не будет иметь реальной возможности восстановить и защи­тить свои нарушенные права, то и значение формально-юридических гарантий будет сведено на нет, и восприни­маться они будут как фиктивные нормы.

Система институциональных гарантий включает, во-первых, различные государственные и общественные органы и организации, в которые может обратиться гражданин за защитой своих прав; во-вторых, способы осуществления прав и свобод и процессуальные гарантии, т.е. процедуры, обеспечивающие реализацию, охрану и защиту прав и сво­бод (парламентские процедуры, процедуры администра­тивной жалобы, осуществления амнистии и помилования, судебные процедуры и т.д.).

Существуют следующие способы осуществления прав и свобод и исполнения обязанностей:

- явочный, при котором для осуществления прав и сво­бод не требуется не только получения разрешения, но и уведомления каких-либо органов власти. В таком порядке осуществляются, в частности, свобода мысли и слова, сво­бода совести, право собственности, свобода творческой де­ятельности, право на национальную и культурную само­идентификацию, на участие в культурной жизни и др.;

- заявительный (уведомительный). Так реализуются право на забастовку, на осуществление предприниматель­ской деятельности, свобода выбора места жительства, сво­бода митингов, шествий и др.; обязанность государства по извещению граждан об уплате налогов и иных платежей, вызову в суд и в правоохранительные органы и т.п.;

- разрешительный, связанный с необходимостью полу­чить разрешение компетентных государственных органов для реализации некоторых прав и свобод (например, для осуще­ствления отдельных видов предпринимательской деятельно­сти, посещения отдельных местностей и объектов и др.).

К звеньям системы государственных и негосударственных органов и организаций, призванных обеспечивать охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина, относятся:

- Президент РФ, сотрудники Администрации которого ведут постоянную работу с письмами и обращениями и прием граждан по самым различным вопросам;

- органы прокуратуры, в функции которых входит опе­ративное реагирование на любые нарушения законов в Рос­сийской Федерации;

- различные органы исполнительной власти (юстиции, внутренних дел, безопасности, здравоохранения, образова­ния, транспорта и др.), призванные, в том числе, разрешать многочисленные вопросы по заявлениям, жалобам, претен­зиям, рекламациям граждан и их объединений;

- Уполномоченный по правам человека, статус которого закреплен в Федеральном конституционном законе от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам челове­ка в Российской Федерации» (эффективность обращений этого органа в различные инстанции пока базируется глав­ным образом на его авторитете и не подкреплена конкрет­ными реальными полномочиями); аналогичные институты на региональном уровне (учреждены пока далеко не во всех субъектах РФ);

- комиссии по правам человека в субъектах РФ (в на­стоящее время такие комиссии созданы в подавляющем большинстве регионов);

- Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации и аналогичные органы, созданные в некоторых субъектах РФ (в частности, в Москве);

- органы государственной власти субъектов РФ и орга­ны местного самоуправления, являющиеся максимально приближенным к населению уровнем публичной власти;

- адвокатура, нотариат;

- различные общероссийские, региональные и местные общественные органы и организации, созданные для защи­ты конкретных видов прав и законных интересов граждан России (например, Российское авторское общество, Конфе­дерация обществ по защите прав потребителя, разного рода ассоциации и союзы и т.п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: