double arrow

Порядок формирования парламента


Современные парламентыформируются по-разному. Самый распространенный способ – это избрание всего парламента непосредственно народом. Данный способ практикуется в развитых демократических странах.

Наряду с ним существуют и иные способы формирования парламентов: 1) нижняя палата избирается народом, а верхняя – представительными органами регионов (то есть одна палата – прямыми выборами, другая – косвенными) – такая система практикуется, например, во Франции, в Голландии; 2) нижняя палата избирается народом; верхняя на 2/3 формируется по наследственному принципу, а на 1/3 назначается монархом (Палата общин и Палата лордов в Великобритании); 3) нижняя палата избирается народом и затем из своего состава избирает верхнюю (Норвегия, Исландия); 4) незначительная часть членов верхней палаты назначается пожизненно президентом за выдающиеся заслуги перед государством и обществом (в Италии 5 сенаторов назначаются пожизненно президентом дополнительно к 315 избираемым); 5) значительная часть верхней палаты назначается главой государства (в Беларуси президент назначает 1/3 сенаторов, в Казахстане – 1/4 сенаторов); 6) нижняя палата избирается народом, а верхняя – назначается (Канада); 7) весь парламент назначается главой государства (Катар); 8) часть мест в парламенте резервируется для представителей определенных слоев населения (в Египте половина мест в парламенте резервируется за рабочими и крестьянами, в Индии – часть мест для представителей отсталых народностей и каст, в Китае – для представителей армии); 9) парламент формируется по профессиональному признаку (6-палатный парламент Югославии в 1963 – 1974 гг.); 10) весь парламент избирается путем многоступенчатых косвенных выборов (Всекитайское собрание народных представителей).

Несмотря на многообразие способов, важнейшими признакамиполноценного парламента в цивилизованном демократическом государстве являются: регулярная выборность, а не назначаемость парламента; избрание парламента (либо его нижней палаты) всеми гражданами путем свободных, прямых, равных и тайных выборов.

Глава государства является участником законодательной власти независимо от того, охватывается ли он понятием «парламент». Лишь втех странах, где глава государства не подписывает законы или, подписывая, не обладает правом вето, он фактически не участвует в законодательстве. В большинстве же стран законы принимаются парламентом, а издаются главой государства (в связи с этим ниже рассматривается институт промульгации законов).


Сейчас читают про: