Законодательный процесс. Следует выделять четыре основных стадии законодательного процесса: 1) законодательная инициатива; 2) обсуждение законопроекта; 3) принятие законопроекта; 4)

Следует выделять четыре основных стадии законодательного процесса: 1) законодательная инициатива; 2) обсуждение законопроекта; 3) принятие законопроекта; 4) промульгация. Все дополнительные стадии – это не ключевые этапы превращение законопроекта в закон, а технические, или промежуточные звенья, носящие вспомогательный характер. Рассмотрим подробнее структуру законодательного процесса.

1. Законодательная инициатива – право органа или лица внести проект закона в парламент с тем, чтобы этот проект был обязательно рассмотрен палатой и по нему было принято решение. Правом законодательной инициативы обладают депутаты, глава государства, правительство, определенная категория граждан (народная инициатива), высшие судебные органы, органы, представляющие территориальные интересы.

2. Обсуждение законопроекта – вторая стадия, которая делится на подстадии или чтения. Первое чтение в зале заседаний – это принятие законопроекта к рассмотрению и объявление его названия. После этого законопроект передается на рассмотрение специальных парламентских комитетов или комиссий. Доклад комиссии после рассмотрения относится ко второму чтению (доклад комиссии следует после доклада автора проекта). Второе чтение также включает свободное обсуждение мнения депутатов по данному законопроекту, после чего законопроект может быть возвращен на доработку или в него вносятся поправки. Третье чтение заключается в обсуждении и голосовании проекта в целом с возможными редакционными поправками. Это подробное, постатейное обсуждение законопроекта на пленарном заседании. Во время третьего чтения смысловые поправки уже не вносятся. Иногда бывают четыре чтения или более, но этот процесс сводится к очередным возвращениям законопроекта в комиссии и новым рассмотрениям на пленарном заседании.

3. Третья стадия законодательного процесса – принятие законопроекта палатой. Как правило, для этого предусмотрено требование наличия необходимого числа депутатов, т.е. кворума. Верхняя палата может не согласиться с текстом, принятым нижней палатой, поэтому предусматриваются специальные согласительные и примирительные процедуры, в ходе которых проект может переходить из одной палаты в другую до тех пор, пока он не будет принят в одинаковом тексте; или образуется согласительная комиссия из представителей обеих палат; или проводится совместное заседание двух палат с общим голосованием.

4. Последняя, четвертая стадия законодательного процесса – промульгация. Это комплексное действие, состоящее из нескольких этапов: из самого факта удостоверения закона, его подписания, распоряжения о его опубликовании и собственно опубликования или обнародования. В ряде стран глава государства наделен правом не подписать закон (право вето), соответственно закон не может вступить в силу. Закон может вступить в силу с момента его опубликования или в срок, предусмотренный законодательством страны (5, 10, 30 дней после опубликования).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: