Особенности экономического развития стран Запада во второй половине ХХ века

США. В войну США вступили позже других стран, и военные действия на их территории не велись. Вклад США в победу над Германией был преимущественно материальным. Америка не только продавала военную продукцию, стратегическое сырье, продовольствие и другую продукцию своим союзникам, но и предоставляла все это по ленд-лизу, т.е. взаймы или в аренду. Общая сумма поставок по ленд-лизу превысила 46 млрд. долл. Война повлияла не только на масштабы, но и на структуру экономики. Опережающими темпами развивались производство цветных металлов, в особенности алюминия, самолетостроение, производство синтетического каучука.

Ускоренное развитие военного производства привело к росту государственного вмешательства в экономику. Мощным стимулом для развития промышленности стали военные заказы. Государственное вмешательство проявилось и в установлении контроля за ценами на некоторые стратегические товары, в усилении распределительных функций при снабжении предприятий сырьем, энергоносителями и т.д. Война стимулировала развитие аграрного сектора. Общий объем сельскохозяйственного производства за годы войны возрос на 40 %.

Вполне закономерно, что в этих условиях война обеспечила новый скачок в экономическом развитии США. Промышленное производство выросло с 1938 по 1948 г. более чем в два раза (для сравнения: за 20 довоенных лет мирного развития – только на 38 %), а прибыли корпораций за годы войны утроились. В результате в середине 40-х годов США оказались самой могущественной страной мира. Доля США в мировом капиталистическом производстве выросла в 1937 – 1947 гг. с 35 до 56 %. К концу войны в США было сосредоточено 2/3 мировых запасов золота. В 40-х годах американский доллар завоевал привилегированное положение в международных финансовых отношениях.

В послевоенные годы проводилась конверсия экономики. Был отменен ряд ограничений военного времени, например, снят государственный контроль за ценами, произошло сокращение налогов. Было продано в частные руки 2800 государственных заводов, построенных в годы войны. Конверсия привела к сокращению производства и сопровождалась ростом безработицы. Положительно повлияла на развитие американской экономики реализация плана Маршалла (1948 – 1952 гг.).

Промышленный подъем в начале 50-х гг. в США был связан и с войной в Корее (1950 – 1953). За годы войны в промышленность США было инвестировано до 30 млрд. долл., что позволило не только увеличить выпуск продукции, обновить машины и оборудование на многих промышленных предприятиях, но и сократить безработицу, повысить заработную плату. Следует подчеркнуть, что не только война в Корее, но и в целом увеличение военных расходов стало важным фактором экономического развития США.

Финансирование огромных военных проектов осуществлялось в основном за счет увеличения государственного долга, что вело к росту инфляции. Увеличение военных расходов обостряло проблему безработицы, поскольку непроизводительное использование материальных ресурсов сдерживало темпы экономического роста. Кроме того, на позиции США в мировой экономике повлияло ускорение темпов экономического развития европейских государств и Японии. В результате удельный вес США в мировом капиталистическим производство снизился с 54,5 % в 1950 г. до 42 % в 1960 г.

В 60-е годы в экономике США происходят существенные изменения, связанные с ускорением НТР. Рост государственных и частных инвестиций в приоритетные направления науки и техники позволил США осуществить стремительный рывок в научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках. Доля затрат на НИОКР в ВНП в США за период с 1960 по 1973 годы составила 2,7 %, тогда как в странах Западной Европы лишь приблизилась к 2 % (что было связано с более поздним, чем США, переходом на интенсивный путь развития). В этот период были модернизированы целые отрасли промышленности и сельского хозяйства, массовое применение получили новые машины, виды сырья и энергии. Раньше, чем в других странах, в США стали развиваться радиоэлектроника, производство пластмасс и синтетических волокон и т.п. Широкое развитие получили химизация, электрификация и автоматизация производства, впервые в мире стали применяться ЭВМ в сфере производства, банковском деле и в других отраслях. В 60-е годы усилилась внешнеэкономическая экспансия и существенно выросли зарубежные инвестиции. США стали инициаторами создания крупнейших транснациональных корпораций, что обеспечивало им приток дешевого импортного сырья из развивающихся стран.

Перемены в социально-экономическом развитии страны нашли отражение в реализации программы "новых рубежей" Д. Кеннеди, ставшего в 1960 г. президентом США. Программа предусматривала повышение минимальной почасовой заработной платы, выделение дополнительных средств на помощь депрессивным районам и фермерским хозяйствам, увеличение срока выплаты пособий по безработице, обязательства государства по профессиональной подготовке квалифицированных кадров, мероприятия по совершенствованию налоговой и кредитно-денежной политики.

Однако при всех успехах в экономике в стране сохранялись серьезные социальные проблемы. Около 20 % населения имели доходы ниже "уровня бедности", сохранялась расовая дискриминация. Наличие бедных слоев тормозило подготовку квалифицированных кадров, провоцировало социальную напряженность. В этих условиях администрация президента Л. Джонсона начала социальную реформу ("великое общество"), в рамках которой была провозглашена борьба с бедностью. На борьбу с бедностью в 1964 – 1968 гг. было потрачено 10 млрд. долл. Общая сумма социальных расходов в конце 60-х гг. составляла примерно 40 % расходной части федерального бюджета. Однако не все мероприятия программы удалось выполнить, поскольку началась эскалация войны США во Вьетнаме. Попытка решить одновременно две задачи (борьба с бедностью и война) была не под силу даже США. В стране резко выросла инфляция, началось падение уровня жизни.

На рубеже 60 – 70-х гг. экономическая ситуация в США осложнилась. Сказались не только непомерные расходы на войну во Вьетнаме, но и другие факторы. Как уже отмечалось, валюта США была резервной и во многом служила обеспечением для выпуска национальных денег другими странами. Государство, валюта которого является резервной, получает определенные преимущества в финансировании своей экономики, но со временем сталкивается с большими трудностями. Так, в 60-е годы в США наблюдался устойчивый и растущий дефицит платежного бюджета. В этих условиях президент Р. Никсон в 1971 г. приостановил конвертируемость доллара в золото, и теперь сам рынок определял его стоимость. Это означало крушение золотого стандарта и всей Бреттон-Вудской системы. В декабре 1971 г. была проведена девальвация доллара. Администрация Р. Никсона пошла также на резкое сокращение социальных программ.

Тяжелый удар по экономике США был нанесен мировым энергетическим кризисом, который был спровоцирован странами ОПЕК, поднявшими цены на нефть в 1973 – 1974 гг. и в 1978 -1979 годах. В 1974 г. цены на нефть поднялись с 3 до 11,65 долл. за баррель, а к началу 80-х гг. - до 32 – 34 долл. Цены на нефть в первую очередь затронули те отрасли, которые лежат в основе межотраслевого баланса развитых стран – транспорт, энергетика, химия. Поскольку эти отрасли являются базовыми, то рост цен на их продукты и услуги многократно усиливается. Растущие цены приводили к падению курса доллара, что также провоцировало инфляцию. К энергетическому кризису добавился валютно-финансовый и сырьевой. Сокращалось производство, росли цены и безработица, выросло количество банкротств.

К началу 80-х гг. стало ясно, что экономические трудности невозможно преодолеть традиционными методами. Так, увеличение государственных расходов было эффективной антикризисной мерой, но вело к усилению инфляции, кризисные явления и инфляция стали сливаться. Система государственного регулирования заходила в тупик. Кейнсианство уступало место либеральным концепциям, что нашло отражение в экономической политике Р. Рейгана, получившей название "рейганомики". Теоретическую основу этого курса составила монетаристская теория американского экономиста М. Фридмена. Каковы основные направления экономической политики Р. Рейгана?

Во-первых, предлагалось снизить темпы роста денежной массы и учетную ставку процента в коммерческих банках. Это позволяло ограничить масштабы инфляции и приводило к оживлению в кредитной сфере.

Во-вторых, была проведена реформа налоговой системы, предусматривавшая поэтапное сокращение индивидуального подоходного налога на 25 %, снижение с 70 до 50 % максимальной налоговой ставки на доходы корпораций и т.д. Однако надежды на скорую реакцию субъектов экономики в ходе снижения налоговых ставок не оправдались. Как отмечали эксперты, несмотря на стимулирующую роль фискальной политики, ее экономический эффект свелся к тому, что богатые стали еще богаче, а бедные – беднее.

В-третьих, программа предусматривала ограничение государственного вмешательства в экономику. В 80-е годы в результате приватизации государственной собственности, отказа от директивных методов государственной регламентации, ограничения полномочий и сокращения численности государственного аппарата произошло ослабление функций государства и укрепление свободы предпринимательства и конкуренции.

В-четвертых, происходило сокращение расходов федерального бюджета на социальные нужды и их перекладывание на плечи штатов и муниципальных властей. Параллельно с этим существенно ограничивались права профсоюзов.

Разумеется, эти меры не означали отказа от государственного регулирования и полного возвращения к свободным рыночным отношениям. В экономической политике центр тяжести был перенесен с прямого вмешательства государства в экономическую жизнь на косвенное, кредитно-денежное регулирование.

Под влиянием проведенных мер в 1983 – 1989 гг. наблюдался экономический подъем, но в конце 80-х гг. проявились негативные тенденции в экономическом развитии. Кроме того США стали терять свои позиции в мировой экономике. Если в 1950 г. доля США в ВНП капиталистического мира составляла свыше 31 %, то в конце 90-х годов – 20 %. Доля США в мировом капиталистическом экспорте снизилась с 18 до 12 % за период с 1960 по 1997 г. В 1983 г. внешние долги превысили задолженности других стран США и составили к 1991 г. 700 млрд. долл.

В этих условиях администрация Б. Клинтона после 1992 г. пересмотрела некоторые приоритеты экономического развития и вернулась к стимулированию долгосрочных государственных и частных инвестиций в основных отраслях, использованию фискальных рычагов, более активной государственной поддержке НИОКР и малого бизнеса. Возросло участие государства в социальной сфере. Была предложена программа некоторого повышения налогов на состоятельные слои населения. В настоящее время масштабы государственного вмешательства в американскую экономику, соотношение между экономикой и государством признаются оптимальными.

В середине 90-х годов в экономике США наблюдался подъем, главным элементом которого было бурное развитие информационных технологий. Темпы роста производства компьютеров, программного обеспечения и средств связи во много раз опережали рост американской экономики в целом. Благодаря экспорту высокотехнологичной продукции США удалось заметно укрепить свои позиции во внешней торговле. В 1994 г. США вновь стали самой конкурентоспособной страной в мире (после того, как в 1987 г. они уступили это лидерство Германии, а затем Японии).

Таким образом, в послевоенные десятилетия экономика США показала хорошую адаптивность к изменяющимся условиям и сохранила свое превосходство. США по-прежнему остаются экономическим лидером мира. Причем, важная особенность американской экономики состоит не только в том, что она обладает самым большим в мире производственным потенциалом (в конце 90-х годов объем производства ВНП превышал 7 трлн. долл.), но и в том, что она лидирует в области НТП, в экспорте лицензий на свои открытия, изобретения и новейшие разработки. На США приходится 40 % мировых затрат на НИОКР и 20 % мирового экспорта наукоемкой продукции.

Франция. Экономика Франции в годы войны пострадала от военных действий и оккупации германскими войсками. Было разрушено более 50 тыс. предприятий, практически не функционировал транспорт. Франция потеряла почти весь военный и торговый флот. Объем промышленного производства после войны составлял 38 %, сельскохозяйственного – 60 % от довоенного уровня. Резко выросла инфляция, существенно снизился жизненный уровень населения. Огромны были внешние долги Франции. Сильный удар по французским капиталовложениям нанесла национализация собственности в странах Восточной Европы.

Особенности экономической политики в первые годы после войны определялись не только необходимостью восстановления народного хозяйства, но и тем, что в состав правительства входили представители левых партий, в том числе коммунисты. Под давлением левых сил в 1945 – 1947 гг. была проведена массовая национализация предприятий угольной, газовой, авиационной, автомобильной отраслей, машиностроительных заводов "Рено", предприятий морского судоходства, авиатранспорта и др. Таким образом, во Франции национализировались предприятия не только "старых" (как в Англии), но и "новых" отраслей. Национализировались также предприятия, хозяева которых сотрудничали с фашистами. В целом национализацией было охвачено около 25 % производственных мощностей страны. Под контроль государства перешли пять крупнейших банков, сберегательные кассы, ряд страховых компаний.

Важное значение для Франции имел план Маршалла, реализация которого была оговорена непременным изгнанием коммунистов из правительства. В 1948 – 1951 гг. США предоставили Франции кредиты, продовольствие, оборудование, вооружение на сумму почти в 2,5 млрд. долл., а к 1958 г. общая американская помощь составила 12 млрд. долл. Американские компании активно внедрялись в нефтеперерабатывающие, электротехнические и другие отрасли, во французские колонии.

В середине 50-х гг. объем промышленного производства превысил довоенный уровень на 60 %. При этом основным фактором промышленного подъема стало обновление оборудования, станков, машин. Главными объектами инвестиций стали отрасли тяжелой промышленности (металлургия, электроэнергетика, машиностроение, радиоэлектроника, приборостроение, нефтепереработка). Была создана атомная промышленность. В эти отрасли направлялось до 90 % инвестиций, предназначенных для промышленности.

В 50 – 60-е годы для Франция оставалась характерной высокая степень государственного вмешательства в экономику. В 1958 г. под контролем государства находилось до 97 % угледобычи, 95 % добычи газа, 80 % предприятий авиационной промышленности и производства электроэнергии, более 40 % предприятий автомобилестроения. Государство располагало 36 % национального имущества, ему принадлежали акции железных дорог, авиационных и морских транспортных компаний.

Наличие столь мощного государственного сектора объективно создавало возможности для применения индикативного планирования. Суть такого планирования в следующем. Государство заключает с государственными неакционерными компаниями контракты с плановыми заданиями и цифровыми показателями. С акционерными компаниями в государственном секторе заключаются контракты, где оговариваются стратегические направления развития. С 1947 по 1980 г. во Франции было принято семь народнохозяйственных планов. Такая политика получила название дирижизма, который являет собой феномен экономического развития Франции. Отличительными чертами дирижизма стали: прямые административные методы вмешательства в экономику (контроль за ценами, эмиссией ценных бумаг, кредитной деятельностью и т.д.), активная предпринимательская деятельность государства в национализированном секторе и прямое финансирование капиталовложений, индикативное планирование. Данная политика сыграла позитивную роль в экономическом развитии Франции. Используя принципы дирижизма, правительство тем самым делало ощутимые шаги по сглаживанию отрицательных моментов, присущих рыночной экономике.

На развитие Франции в 50-х годах заметное влияние оказала милитаризация экономики. Под влиянием США Франция была вовлечена в систему военных блоков НАТО и СЕАТО. Значительные средства Франция тратила на сохранение своей колониальной системы. Особенно длительными были войны в Индокитае (1946 - 1954) и в Алжире (1954 - 1962). Рост военных расходов неизбежно вел к ухудшению финансового положения страны.

Одной из особенностей экономического развития Франции 50 – 60- годов стало ее активное участие в интеграционных процессах. По предложению Франции в 1951 г. было создано Европейское объединение угля и стали, участники которого договорились о постепенном снижении и отмене взаимных таможенных тарифов на уголь и сталь.

В сельском хозяйстве Франции в 50-х годах был завершен технический переворот. К концу 50-х годов тракторный парк увеличился в 16 раз по сравнению с довоенным уровнем. Почти вдвое увеличилось применение химических удобрений. Все это позволило в 50 – 60-х годах увеличить производство сельскохозяйственной продукции на 66 %. Одновременно менялись формы организации аграрного производства. На смену парцеллярных хозяйств приходили крупные фермерские. Процесс концентрации земельных угодий в крупных хозяйствах, где имелась возможность эффективнее использовать технику, удобрения, передовые технологии, продолжался и в последующие годы. Это соответствовало мировым тенденциям в развитии аграрного производства. В итоге Франция стала вторым в мире (после США) экспортером сельскохозяйственной продукции и единственной в Западной Европе страной, вывозящей зерно.

В 60-е годы, когда президентом Франции был Ш. Де Голль, проводилась политика "индустриального императива", направленная на широкое развитие промышленности. При этом особенно поощрялось ускоренное развитие космической и ракетной отраслей, составляющих основу ВПК. Франция вслед за США и СССР стала ядерной державой.

Важным фактором, оказавшим влияние на экономическое развитие Франции, стал распад французской колониальной системы. В 50-е годы независимость получили государства Индокитая, Тунис, Марокко, Гвинея. В 1960 г. независимыми стали 15 французских колоний в Африке, а в 1962 самостоятельной стала последняя крупная колония Франции – Алжир. В результате этого снизился удельный вес колоний во внешнеторговом обороте Франции, а доля стран ЕЭС, напротив, возросла.

Рубеж 60 – 70- годов был сложным периодом в экономическом и социально-политическом развитии Франции. Распад колониальной системы нарушил хозяйственные связи. Росли цены и инфляция. Резко увеличилось число безработных. Усилилось леворадикальное молодежное движение. В 1969 г. была проведена девальвация франка. После внезапного повышения цен на нефть в 1973 г. в стране начался нефтяной и энергетический кризис.

В сложной экономической ситуации правительство уточняло приоритеты развития. В послевоенные годы во Франции был взят курс на пропорциональное развитие всего комплекса отраслей, что вело к развитию тех традиционных отраслей экономики, продукция которых была неконкурентоспособна на мировом рынке. Во второй половине 70-х годов во Франции наметился переход к политике "промышленной ориентации", направленной на стимулирование развития перспективных отраслей. Иначе говоря, начался отход от универсального национального хозяйства, заложенного в программе "индустриального императива", к государственной поддержке только тех отраслей, продукция которых могла выдержать конкуренцию с лучшими мировыми товарами. Речь идет об автомобильной, ракетной, электротехнической, химической, сельскохозяйственной отраслях. Активно разрабатывались государственные проекты по ядерной физике, информатике, авиационные проекты "Аэробус" и "Конкорд". Форсированное развитие предприятий ВПК позволило им до 40 % своей продукции поставлять на внешний рынок. Тем не менее, в промышленности страны по-прежнему большую роль играло мелкое производство: 90 % предприятий имело до 10 рабочих.

Несмотря на отдельные трудности, общая экономическая ситуация во Франции оставалась вполне благоприятной. В стране сохранялся устойчивый рост ВВП, производительности труда, внутренних капиталовложений. Происходило сокращение доли трудоспособного населения, занятого в промышленности, при одновременном росте занятости в сфере услуг. По уровню экономического развития Франция прочно занимала пятое место среди промышленно развитых стран.

В 80-е годы "левое" правительство (президент Ф. Миттеран, премьер-министр П. Моруа) продолжило курс на национализацию экономики. Были национализированы многие крупные промышленные группы ("Рон-Пуленк", "Томпсон-Бранд" и др.), сталелитейные тресты "Сесилор" и "Юзинор", заводы по производству военных самолетов и ракет в компаниях "Дассо" и "Матра". В 1982 г. были национализированы два крупнейших филиала американской компании ИТТ. В итоге во Франции сформировался самый крупный среди развитых стран государственный сектор, охватывающий почти 25 % численности промышленных рабочих, обеспечивавший почти 1/4 всего экспорта и почти 1/3 промышленной продукции. Было национализировано 85 % авиационной и космической промышленности, 80 % черной и около 2/3 цветной металлургии и т.д. Под государственный контроль было поставлено 36 коммерческих банков, крупнейшие финансовые группы "Париба" и "Сюэз". Доля госсектора в финансовой и кредитной сфере составила 95 %.

Вместе с тем в 80-е годы наметилось снижение эффективности национализированного сектора. В экономической политике Франции в эти годы набирают силу неоконсервативные тенденции. В 1983 г. был принят "План Делора" (министр экономики, финансов и бюджета), который предусматривал мероприятия по сокращению внешнеторгового дефицита и проведению режима "жесткой экономии". Подлежали замораживанию или сокращению расходы на социальные нужды, увеличивалась плата за медицинское обслуживание, коммунальные услуги, повышались налоговые ставки и т.п. Во второй половине 80-х годов во Франции был взят курс на денационализацию государственного сектора. Предполагалось в течение пяти лет распродать акции 65 государственных и полугосударственных предприятий. В отличие от английской приватизации тех лет во Франции остались в государственной собственности предприятия электроэнергетики, газоснабжения, телекоммуникаций. Несмотря на значительную приватизацию, в 90-х годах во Франции под государственным контролем находилось примерно 1/4 промышленных предприятий, 2/3 общего числа банков, а доля национального дохода, перераспределяемого через бюджет, составляла около 50 %.

Наряду с этим сократились масштабы налогообложения и государственного вмешательства в экономику. Так, с 1987 г. государство не устанавливало цены на продукцию промышленных предприятий и на услуги. Правда, сохранялась государственная регламентация цен на книги, медикаменты, тарифы на электроэнергию, газ и железнодорожный транспорт. Все эти меры позитивно отразились на экономическом развитии Франции.

Вместе с тем экономическое развитие Франции не отличалось стабильностью, что порождало политическую борьбу и смену правительственных кабинетов. При этом, если правые держали курс на отказ от принципов дирижизма и реализацию идей экономического либерализма, то левые поддерживали линию на усиление социальной направленности экономического развития и активное участие государства в экономике.

Заметное влияние на экономическое развитие Франции в 90-е годы оказала европейская интеграция. В эти годы укрепились связи между финансово-промышленными группами в рамках Европейского союза, возникли смешанные франко-бельгийские, франко-голландские и другие предприятия, которые можно считать "европейскими". Создавалась европейская энергосистема, строился нефтепровод Марсель – Страсбург – ФРГ, сооружался тоннель под проливом Ла-Манш, разрабатывались космические программы. Реализация этих и других программ свидетельствует о том, что на смену разрозненным национальным рынкам пришла глубоко интегрированная экономика, перешагнувшая границы государств.

Англия. Экономические последствия войны для Англии были тяжелыми. Страна потеряла четверть национального богатства, большую часть торгового и военно-морского флота. В 1945 г. внутренний государственный долг составлял 21,5 млрд. ф. ст., а внешняя задолженность – 3,4 млрд. ф. ст. К 1946 г. объем промышленного производства составил 90 % от уровня 1937 г. Население испытывало большие трудности от нехватки продовольствия, роста налогов, карточной системы, "черного рынка", инфляции. Негативно отразился на развитии экономики Англии распад колониальной империи. В 1947 – 1960-х годах добились независимости Бирма, Индия, Цейлон, Нигерия, Сомали, Судан, Кипр, Кения и многие другие государства. Для Англии, чей экономический потенциал веками во многом зависел от колоний, распад колониальной системы означал существенное ослабление ее былого могущества и серьезные психологические последствия.

После второй мировой войны в Англии в широких масштабах стало осуществляться государственное регулирование экономики. В определенной степени этому способствовал приход к власти лейбористской партии, провозгласившей создание "социалистического содружества Великобритании" и формирование "смешанной экономики". Рассмотрим основные формы государственного регулирования в экономике Англии.

Во-первых, в 1945 – 1951 гг. правительство лейбористов провело национализацию, в результате чего был создан мощный государственный сектор, в который входили такие отрасли, как угледобывающая, газовая, частично – металлургическая, электроэнергетика, а также все виды внутреннего транспорта, гражданская авиация, предприятия телефонной и радиосвязи, Банк Англии.

Национализированы были преимущественно "старые" малорентабельные отрасли. Государство принимало на себя расходы по содержанию этих важных для хозяйства отраслей, а бывшим хозяевам предоставляло возможность на полученный выкуп осваивать перспективные отрасли. Национализированные отрасли реконструировались за счет государственного бюджета. В руки государства перешли главным образом те отрасли, которые обслуживают остальное хозяйство, обеспечивают его топливом, энергией, металлом и перевозками. После национализации все это предоставлялось частному сектору по сниженным ценам. Таким образом, за счет государства расходы корпораций снижались. Вместе с тем государственный сектор оказался малоэффективным. Не случайно, что консерваторы, приходя к власти, всякий раз предпринимали усилия по приватизации государственной собственности.

Во-вторых, главным механизмом государственного регулирования экономики в Англии, как и в США, являлся не государственный сектор, а бюджет, через который проходило 40 % ВВП. Средства бюджета широко использовались при регулировании экономической конъюнктуры и проведении структурной политики, в осуществлении политики доходов.

В-третьих, одной из мер государственного вмешательства в экономику является борьба с дефицитом государственного бюджета и платежного баланса. Так, в 1947 г. была принята программа "суровой экономии", предусматривавшая рост налогов и сокращение государственных расходов на социальные нужды, ограничение объема импорта, повышение банковского процента и т.п.

В-четвертых, еще одной формой государственного вмешательства в экономику было принудительное регулирование заработной платы. Так, в 1948 г. правительство провело широкомасштабное "замораживание" заработной платы. В последующие годы государство продолжала активно вмешиваться в отношения между трудом и капиталом, проводя политику принудительного регулирования заработной платы.

В-пятых, в сфере государственного регулирования находилось и сельское хозяйство. В целях обеспечения продовольственной безопасности страны государство стало поддерживать фермеров, закупая у них продукцию по гарантированным ценам, выплачивая премии за повышение урожайности и продуктивности скота и т.п. В результате к началу 80-х гг. сельскохозяйственное производство в Англии выросло более чем втрое, и более 60 % потребляемого продовольствия Англия стала производить сама.

Серьезные трудности переживала финансовая система Англии. Возросла экономическая зависимость Англии от США, которые в годы войны проводили большие поставки вооружения, техники, продовольствия своему союзнику. Но в сентябре 1945 г. США прекратили эти поставки, и Англия должна была расплачиваться за продовольствие валютой, для получения которой пришлось обращаться к американцам. Кроме того, Англия выполняла обязательства по обмену фунта на доллар в рамках Бреттон-Вудской системы. Тяжелое финансовое положение Англии не позволяло обеспечить свободный обмен в полной мере и от него отказались. В этих условиях в 1948 г. Англия присоединилась к плану Маршалла. По этому плану Англия получила помощь в сумме почти 2,7 млрд. долл., причем, в основном американские поставки состояли из продовольствия, а не сырья и оборудования.

Нестабильность в валютно-финансовой сфере заставила правительство провести девальвацию фунта. Лишь размещение в Англии американских военных заказов во время войны в Корее позволило оживить промышленное производство и пополнить золотовалютные запасы. В конце 1950 г. правительство лейбористов отказалось от американской помощи в рамках плана Маршалла.

Несмотря на все трудности, английская экономика достаточно быстро завершила послевоенное восстановление. Уже в 1948 г. был достигнут довоенный уровень промышленного производства, а в 1951 г. объем промышленной продукции на треть превысил уровень1937 г.

В 50-е годы большое внимание уделялось структурной перестройке экономики, поскольку по техническому уровню английская промышленность намного отставала от США, ФРГ, Японии. Вот почему большое развитие с 50-х годов получают научные и проектные институты и организации. С другой стороны, ряд регионов страны оставался в тяжелом положении. В Шотландии, Северной Ирландии, Уэльсе, на северо-востоке Англии закрывались угольные шахты, металлургические заводы, верфи, текстильные предприятия. Особенно тяжелым был кризис угледобывающей промышленности, связанный с сокращением удельного веса угля в структуре топливного баланса страны, резким снижением экспорта угля (с 41 млн. т. в 1937 г. до 6,8 млн. т. в начале 60-х гг.).

В послевоенный период изменилось положение Англии в мировой торговле. Англия пыталась проводить прежнюю внешнеэкономическую политику, создавая "заповедники" для сбыта своей продукции. В конце 50-х годов в противовес "Общему рынку" она организовала "зону свободной торговли" из 7 стран, главным образом, прежнего "стерлингового блока" (Англия, Норвегия, Швеция, Дания, Австрия, Швейцария, Португалия). Тем не менее, доля Англии в мировой торговле неуклонно снижалась и составила к началу 90-х годов лишь 6 % мирового капиталистического экспорта.

Как уже отмечалось, ударом по английской экономике была потеря колоний. Однако Англия добилась сохранения связей с бывшими колониями. Страны Британского Содружества входили в стерлинговую зону, сохраняли предпочтительные тарифы. Этому способствовали не только усилия дипломатов, но и наличие крупных английских капиталовложений в бывших колониях, интеграция экономик этих стран с английской. Однако отгородиться от остального мира в условиях растущей интеграции можно было лишь до поры до времени. Страны Содружества поглощали все меньше британского экспорта, да и сама Англия все больше товаров вывозила в другие страны. Именно это явилось основной причиной изменения внешнеэкономической ориентации Англии. В 1973 г. Англия вступила в "Общий рынок".

Серьезное влияние на экономическое развитие Англии оказывала гонка вооружений. Англия входила в состав военных блоков НАТО, СЕНТО, СЕАТО, содержала многочисленные военные базы, вела колониальные войны. По степени милитаризации и уровню военных расходов Англия занимала второе место среди западных держав после США.

В 60 – 70-е годы государство по-прежнему широко использовало различные формы экономического и административного регулирования. Промышленная политика была направлена на усиление процесса монополизации. Так, в 1968 г. произошло слияние "Бритиш мотор холдинг" и концерна "Лэйланд", что привело к возникновению крупнейшей в Европе корпорации по выпуску автомобилей "Бритиш Лэйланд мотор корпорейшн". В 1967 г. в результате национализации 14 металлургических компаний была создана крупнейшая в Западной Европе государственная металлургическая компания "Бритиш стил", на долю которой приходилось до 90 % производства стали и 2/3 проката в английской промышленности. В 60-х годах в ходе очередной национализации в государственный сектор вошли предприятия судостроения, автомобилестроения, станкостроения, электронной и других отраслей. К концу 70-х годов на долю государственного сектора приходилось 12 % ВНП, около 20 % производства промышленной продукции, 19 % общего числа занятых, 40 % инвестиций.

Экономическое положение Англии в 60 - 70-е годы было весьма сложным. Нестабильность финансовой системы привела к девальвации фунта в 1967 г. Темпы прироста ВНП в течение 1960-х годов составляли 2,89 % (Япония – 11 %, Франция – 5,8 %, ФРГ – 4,8 %). В середине 70-х годов объем промышленного производства был на 11 % меньше, чем в начале 60-х годов. По объему промышленного производства Англия переместилась со второго места на четвертое (после США, ФРГ и Японии). В 1972 – 1973 годах Англия имела самый крупный за всю ее историю дефицит торгового баланса. Экономическое положение Англии в начале 70-х годов ухудшилось в связи с мировым финансовым и энергетическим кризисом. В конце 70-х годов темпы инфляции возросли до 15 % в год.

Лейбористское правительство пыталось решить эти трудности путем усиления государственного регулирования, однако успеха не имело. Предпочтение, которое отдавалось государственному сектору, тормозило развитие промышленности, делало продукцию ведущих отраслей неконкурентоспособной. С другой стороны, постоянный рост расходов на социальные программы порождал в обществе психологию иждивенчества, а попытка урезать эти расходы вызывала протест профсоюзов. Это означало кризис системы и методов регулируемой экономики, основанной на идеях Дж. Кейнса.

В конце 70-х гг. в Англии произошел поворот от кейнсианской к монетаристской политике, идеологией которой стал экономический либерализм, предполагающий уменьшение государственного вмешательства в экономику и усиление рыночных регуляторов хозяйства. Идеология экономического либерализма исходит из того, что необходимо уйти от психологии иждивенчества и переложить решение социальных проблем на плечи трудоспособного населения. Новый курс экономической политики получил название "тэтчеризма" - по имени М. Тэтчер, премьер-министра Англии в 1979 – 1990 гг.

Во-первых, важнейшим направлением реформ был курс на значительное сокращение или (в ряде отраслей) полную ликвидацию государственного предпринимательства. Это выразилось в широкой денационализации государственного сектора и преимущественном стимулировании частного бизнеса. Частным фирмам продавались месторождения нефти в Северном море, заводы по производству радиоактивных изотопов, угольные шахты и прочее. Особое внимание правительства направлялось на приватизацию нефтяной, сталелитейной, авиакосмической промышленности, воздушного транспорта. Причем, в частные руки продавались только предприятия, не имевшие убытков. Резко сократилась доля капиталовложений в экономику со стороны государства и национализированных отраслей (с 50 до 25 %). В ходе приватизации преимущественным правом при покупке акций пользовались работники приватизируемых фирм. В результате за годы правления М. Тэтчер число акционеров выросло с 7 до 25 % взрослого населения страны. В целом правительство М. Тэтчер распродало за 1980-е годы государственных предприятий на сумму более 25 млрд. долл. В настоящее время в государственном секторе производится 20 % промышленной продукции, а через государственный бюджет проходит до 40 % валового национального продукта.

Во-вторых, одним из важнейших направлений экономической политики М. Тэтчер была приватизация жилья. До начала 80-х годов основная часть горожан арендовала жилье у муниципалитетов. Жилищное хозяйство было убыточным. Приватизация жилья проходила весьма быстро, и к 1989 г. 66 % арендаторов стали домовладельцами.

В-третьих, в первой половине 80-х годов был принят ряд законов, направленных на ограничение прав профсоюзов. Были объявлены незаконными все забастовки солидарности, отменено положение, по которому при принятии на работу предпочтение отдавалось членам профсоюзов.

В-четвертых, поскольку, по мнению консерваторов, основой всякого процветания является частное предпринимательство, объектом особого внимания правительства стала сфера мелкого и среднего бизнеса, который занял важное место в хозяйственной структуре Англии.

В-пятых, одним из ведущих направлений политики было обеспечение финансовой стабильности. В целях борьбы с инфляцией были сокращены займы, предоставляемые частному сектору, строго контролировались темпы роста денежной массы в обращении, отменен контроль над ценами и заработной платой, повышены ставки процента. В целях стимулирования капиталовложений правительство сократило прямые налоги на крупные доходы и увеличило удельный вес косвенных налогов. Были повышены ставки налога на добавленную стоимость и учетные ставки Банка Англии. Были ограничены государственные расходы на промышленность, коммунальное и дорожное хозяйство, культуру, просвещение. Антиинфляционная политика М. Тэтчер дала положительные результаты: в 1982 – 1983 гг. темпы инфляции снизились до 5 %, а в конце 80-х гг. – до 3 % в год.

В-шестых, реформы затронули и внешнеэкономическую сферу. В 1980 г. были отменены все ограничения на экспорт капитала, которые существовали в стране 40 лет. После отмены валютных ограничений вывоз частного капитала из Англии стал расти более быстрыми темпами. При этом основная часть английского экспорта капитала направлялась в развитые индустриальные страны. С другой стороны, правительство поощряло вложения иностранного капитала в свою экономику. Ведущее место среди иностранных инвесторов в Англии занимали американские компании. Значительное внимание правительство уделяло развитию внешней торговли. Уже в начале 80-х гг. экспорт стал превышать импорт. Важнейшим стабилизирующим фактором в этой сфере являлись поступления от продажи нефти.

Результаты реформаторской деятельности правительства консерваторов проявились очень быстро. Уже в начале 80-х гг. в стране начался значительный рост валового внутреннего продукта, возросли темпы развития промышленности, торговли, отраслей связи, транспорта, улучшилось состояние финансово-банковской сферы. Успешно развивалось сельское хозяйство, в котором было занято около 2 % самодеятельного населения и производилось до 80 % необходимого в стране продовольствия. В начале 90-х годов после отставки М. Тэтчер экономическая политика ничем существенным не отличалась от проводимой в предыдущий период.

Итак, в результате деятельности правительства консерваторов в экономике Англии произошли позитивные перемены. Вместе с тем прогресс в экономике был сопряжен со многими проблемами. Усилилась социальная дифференциация в обществе. В 80-е гг., несмотря на рост среднедушевого дохода, около 20 % английских семей оказались в условиях реальной бедности.

В середине 90-х годов Англия сохраняла лидирующие позиции по ряду важнейших экономических показателей. Так, она находилась на втором месте в мире по объему заграничных инвестиций, на четвертом по доле экспорта, на пятом по объему промышленного производства.

Германия. Экономические последствия мировой войны для Германии были чрезвычайно тяжелыми. Огромные материальные потери сочетались с финансовым истощением. Для покрытия бюджетного дефицита правительство широко использовало систему внутренних займов и кредитов, что увеличивало государственный долг. Если в 1939 г. он составлял 30 млрд. марок, то в 1945 г. – 390 млрд. марок. За годы войны было выпущено в обращение бумажных денег на сумму 39,2 млрд. марок, вследствие чего уровень инфляции достиг 600 % по отношению к довоенному периоду. С осени 1944 г. началась всеобщая дезорганизация экономики, а в апреле 1945 г. фашистская экономика окончательно рухнула. Германия, таким образом, потерпела не только военно-политическое, но и экономическое поражение. Объем промышленного производства в 1946 г. составил около 1/3 от уровня 1939 г. Сельское хозяйство Германии было отброшено почти на 30 лет назад.

В соответствии с решениями союзников Германия была разделена на зоны оккупации. Постепенно между странами-победительницами нарастали противоречия, вызванные, кроме прочего, различным подходом к организации хозяйственной жизни в их зонах. В восточной зоне экономика стала развиваться по советскому образцу, а в остальных – по рыночному.

Решения союзников предусматривали полную демилитаризацию Германии, что означало ликвидацию предприятий военно-промышленного комплекса, лишение Германии всех захваченных территорий, а также выплату репараций в размере 20 млрд. долл. Причем репарации должны были взиматься в виде машин, техники, оборудования, изъятых с промышленных предприятий. Западные союзные державы прекратили демонтаж оборудования в марте 1949 г., а в марте 1951 г. окончательно отказались от репараций.

Гиперинфляция и острый дефицит товаров привели к свертыванию денежного обращения в стране. Господствовал "черный рынок" в форме натурального обмена. По существу в хозяйственной жизни страны царил полный хаос, что ухудшало и без того тяжелое положение народных масс. В этих условиях встал вопрос об оказании помощи Германии (и другим европейским государствам) со стороны США. Германия уже в первый год реализации плана Маршалла получила помощь в размере 2,422 млрд. долл.

Вместе с тем оздоровление экономики Германии требовало более решительных мер. В стране шел поиск концепции экономического возрождения, который привел к отторжению, как идей экономического либерализма, так и идей сильного государственного регулирования. Наиболее разумным признавалось сочетание этих двух подходов, что нашло воплощение в реформе Л. Эрхарда, включавшей следующие основные направления.

Во-первых, проведение денежной реформы. 21 июня 1948 г. рейхсмарки были объявлены недействительными, и каждый житель получил по 40 новых дойчмарок, потом к ним добавили еще 20 марок. Пенсии, заработная и квартирная плата подлежали выплате в новых марках в соотношении 1:1. Половину наличности и сбережений можно было обменять по курсу 1:10. Временно "замороженная" вторая половина позже обменивалась в соотношении 1:20. Денежные обязательства предприятий обменивались в соотношении 1:10. Предприятия, получив наличные деньги для выплаты первой зарплаты, в дальнейшем должны были рассчитывать только на свою деятельность. Обязательства банков и учреждений Рейха в основном аннулировались. Был создан новый эмиссионный банк. Реформа носила, таким образом, весьма жесткий характер, однако другого способа покончить с инфляцией не было. В результате Германия освободилась от огромной массы обесцененных денег и начала движение к рыночной экономике.

Во-вторых, через три дня после денежной реформы начался переход к свободным рыночным ценам. Были отменены сотни предписаний, регулировавших экономическую жизнь, упразднены административное распределение ресурсов, контроль над ценами и заработной платой. В это же время был принят закон против произвольного завышения цен, который позволял сохранить стабильность валюты и избежать роста инфляции. В стране периодически публиковались так называемые каталоги уместных цен, приспособленных к покупательной способности населения.

В-третьих, важным направлением реформ было возрождение свободного предпринимательства. На это были направлены кредитная и налоговая политика, антимонопольное законодательство. В результате с середины 60-х годов главным субъектом рыночной экономики стал мелкий и средний бизнес. Большие изменения произошли в сельском хозяйстве. В 1947 – 1949 годах была проведена аграрная реформа, в ходе которой основная часть земельных угодий перешла в руки средних и мелких собственников.

В результате уже в 1953 – 1954 гг. увеличился объем промышленного производства, повысилась производительность труда и реальная заработная плата, стабилизировались цены, наметился резкий поворот в сторону производства товаров массового спроса, возросли объемы жилищного строительства. За 1953 – 1956 гг. объем промышленного производства увеличился на 39 %. По объему промышленного производства ФРГ заняла третье место после США и Англии. Доля ФРГ в промышленном производстве капиталистического мира возросла с 3 % в 1946 г. до 9,4 % в 1955 г. Высокие показатели были достигнуты и в социальной сфере. В 50-е годы в ФРГ практически не было безработицы. Рабочая неделя была сокращена с 52 до 46 часов, а заработная плата превысила довоенный уровень.

В середине 50-х годов экономика Германии вступила в полосу стабильного роста, который продолжался на протяжении десятилетия. Среднегодовые темпы роста промышленного производства в ФРГ в 1950 – 1966 годах составили 9,2 %. За период с 1948 г. по 1990 г. промышленное производство ФРГ выросло в 12 раз, тогда как в развитых капиталистических странах в целом – в 5,7 раза. В 1950 – 1960-е годы важнейшим фактором экономического роста Германии стал научно-технический прогресс. В эти же годы началась реструктуризация промышленности страны. С одной стороны, почти в два раза сократилась доля добывающих отраслей, главным образом, угледобывающей. С другой стороны, началось быстрое развитие отраслей, ориентированных на экспорт: химической, нефтеперерабатывающей, автомобильной, электротехнической, авиационной, ракетно-космической и др.

Большое влияние на экономическое развитие ФРГ в 50 – 60-е годы оказала европейская интеграция, в которой страна принимала активное участие. Уже в 1960 г. удельный вес ФРГ в "Общем рынке" составлял по добыче угля 61 %, по объему экспорта – 39 %, импорта – 35 %, по производству стали – 47 %. Экономика Западной Германии заняла, таким образом, ведущее место среди европейских государств.

Ускоренный экономический рост Германии, разгромленной в войне, ее выдвижение в 50-х годах на второе место в мире назвали "экономическим чудом". Чем оно было вызвано? В литературе обычно выделяются следующие группы причин.

Во-первых, реализация плана Маршалла, по которому Германия получила значительную материальную помощь. Во-вторых, масштабное обновление основного капитала при активном участии государства, повышение интенсивности труда рабочих, рост капиталовложений, в том числе иностранных, выполнение военных заказов США в период войны в Корее. Немаловажным фактором стремительного роста явилось то, что до 1955 г. Германия не могла иметь собственные вооруженные силы. В 50-е годы на военные расходы направлялось лишь 5 – 6 % государственного бюджета, что создавало возможности для увеличения затрат на реконструкцию производства, благотворно отражалось на состоянии финансовой системы. В послевоенные годы в условиях "отложенного спроса" ускоренно развивались те невоенные отрасли производства, которые подавлялись фашистским государством. Вот почему в 50-х годах капиталовложения в промышленность ФРГ достигали четверти национального продукта, тогда как в Англии и США они составляли не более 17 %.

В-третьих, характер экономической политики и грамотно проведенное экономическое реформирование страны стали важнейшим условием экономического прогресса. Теория социального рыночного хозяйства исходила из того, что каждый человек склонен действовать таким образом, чтобы результаты этих действий оборачивались ему и его семье на благо. Рост благосостояния возможен лишь при наличии свободы в выборе товаров, места работы и жительства, свободы предпринимательств, что можно осуществить только при наличии политической свободы. Поэтому наиболее эффективной может быть экономика в демократическом государстве при либеральной рыночной среде. Однако подобная экономика предполагает и участие государства в экономических процессах. Государство должно обеспечить наилучшие условия для работы рыночного хозяйства. Именно такое мировоззрение, названное социальным рыночным хозяйством и реализованное в Германии Л. Эрхардом с типично немецкой педантичностью, позволило Германии выйти на ведущие позиции в мировой экономике уже в 50 – 60-е годы.

В-четвертых, успеху реформ способствовали поддержка широких слоев населения, денацификация страны и осуждение преступного фашистского режима, демократизация политической жизни, трудолюбие и здоровый патриотизм немецкого народа, его дисциплинированность и ответственность.

В конце 1960-х годов в Германии экономический рост не был стабильным, однако и тогда, и в последующие десятилетия Германия сохраняла относительно высокие позиции среди развитых стран. В 1969 г. к власти пришли социал-демократы, которые взяли курс на усиление государственного регулирования экономики. Это означало, что неолиберальная политика, провозглашенная Л. Эрхардом, уступила место неокейнсианству, активному использованию методов долгосрочного планирования.

Государственный сектор страны сравнительно невелик – менее 20 % акционерного капитала. В послевоенные годы здесь не проводилась национализация, за исключением собственности фашистского государства и военных преступников. Тем не менее, государственные компании дают 95 % электроэнергии ФРГ, 75 % каменного угля, 80 % железной руды, 50 % алюминия, 40 % автомобилей. В руках государства находится почти вся инфраструктура. Государство господствует и в кредитной сфере. Через государственный бюджет проходит около 40 % валового национального продукта. В ФРГ практикуется индикативное планирование.

После победы в 1982 г. христианских демократов во главе с Г. Колем экономическая политика вернулась на позиции неолиберализма. Вплоть до 1990 г. в Германии наблюдался экономический подъем. В эти годы преимущественное развитие получили технологически сложные производства, что предопределило расширение экспортных возможностей страны. Занимая третье место среди развитых стран по промышленному производству, ФРГ находится на втором месте по экспорту. На рубеже 1980-1990 годов Германия впервые обогнала Японию по объему экспортируемых наукоемких товаров. Германия вывозит товаров значительно больше, чем Япония и почти столько же, сколько США. В 1989 г. на долю ФРГ приходилось 11,4 % совокупного экспорта развитых капиталистических стран, а на долю США – 12 %. В настоящее время Германия является крупнейшим в мире экспортером готовой продукции, технологий и ноу-хау. В экспорте готовой продукции преобладают автомобили, станки, продукты химической продукции и электротехники.

В 1990 г. многие экономические показатели Германии достигли наивысшей точки, темпы роста ВНП составили 4,5 %. Однако с середины 1991 г. началось снижение динамики экономических показателей. Заметно ухудшилась ситуация на рынке труда. Эти и другие негативные явления в экономике были вызваны рядом факторов. Во-первых, в 1990 – 1992 годах наблюдался мировой спад в производстве, происходило сокращение инвестиций и объема мирового товарооборота. Во-вторых, Германия потеряла рынки сбыта в странах Восточной Европы и в бывшем СССР. Но главным фактором ухудшения экономической обстановки стало объединение Германии в 1990 г.

В Восточных землях Германии начался перевод экономики на рыночные принципы. Осуществленный методами шоковой терапии, он потребовал огромных затрат и сопровождался серьезными социально-экономическими противоречиями. Если в 1991 г. преобразования в восточной части страны потребовали 140 млрд. марок, то в 1992 г. – 152 млрд., а в 1993 г. – 182 млрд. марок. В силу этого возросли дефицит государственного бюджета и государственный долг ФРГ. Процесс экономического объединения Германии остается незавершенным, что отражается на состоянии экономики страны.

Япония. Экономическая ситуация в послевоенной Японии была крайне тяжелой. Хотя ее промышленно-техническая база сравнительно мало пострадала в ходе войны, экономика Японии находилась на грани краха. Япония потеряла все захваченные территории и тем самым лишилась колониальных поставок сырья, топлива, продовольствия. Японские товары были вытеснены с мировых рынков. В стране была высока инфляция и безработица. Предприятий легкой промышленности практически не осталось. Общий объем промышленной продукции в 1945 г. составлял 28,5 % от среднегодового уровня 1935 – 1937 гг. Даже в 1948 г. выпуск промышленной продукции в Японии составлял лишь 52 % от уровня 1938 г. Медленное восстановление японской экономики объяснялось не в последнюю очередь тем, что страна не получала американской помощи, подобной плану Маршалла.

Восстановление экономики страны требовало разработки принципиально новой стратегии развития. Следовало не восстанавливать разрушенную структуру хозяйства, а переходить на новую техническую базу. Необходимо было демилитаризировать экономику, осуществить переход от тотального государственного контроля к свободному рынку. Наиболее существенными в экономическом отношении были следующие реформы.

Во-первых, в 1945 г. был издан закон о ликвидации дзайбацу, запрещавший образование промышленных картелей. Был введен контроль за слияниями фирм, устанавливалась свобода торговых сделок, для всех предпринимателей стали доступными частные источники финансирования. Ликвидация дзайбацу рассматривалась в стране как справедливое возмездие по отношению к тем магнатам, которые были вдохновителями агрессии. Однако крупнейшие дзайбацу (Мицуи, Мицубиси, Сумимото, Ясуда) сохранили свою экономическую и финансовую базу и вскоре вновь заняли господствующее положение в экономике.

Во-вторых, в 1947 – 1950 годах в Японии прошла аграрная реформа. Государство принудительно выкупало у помещиков землю и продавало ее крестьянам в рассрочку. В результате помещичье землевладение было уничтожено, а крестьяне стали собственниками земли. Эти преобразования завершили осуществление задач революции Мэйдзи и носили буржуазный характер. Хотя в стране по-прежнему господствовало мелкое крестьянское производство, реформа способствовала развитию товарно-денежных отношений, росту емкости внутреннего рынка и производства сельхозпродукции. С 1946 по 1970 г. оно выросло более чем вдвое.

В-третьих, были реформированы социальные отношения. Так, по новому трудовому законодательству устанавливались восьмичасовой рабочий день, оплачиваемые отпуска, социальное страхование, легализовалась деятельность профсоюзов. Эти меры ограничивали произвол предпринимателей и побуждали их к освоению новой техники.

В-четвертых, в 1949 г. в Японии была проведена налоговая реформа. Были снижены налоги с корпораций и отменены налоги на сверхприбыль, но значительно повысилось налогообложение населения. Это позволяло предпринимателям проводить ускоренное накопление капиталов, но при этом рост производства наталкивался на низкую покупательную способность населения.

В-пятых, в 1950 г. была проведена бюджетная реформа. В стране прекращалась выплата компенсаций военным заводам за конверсию, безвозмездное субсидирование убыточных предприятий. Эмиссия была поставлена под контроль. Был принят единый фиксированный валютный курс. Постепенно была остановлена инфляция и снят контроль за ценами. Это означало переход к рыночной экономике.

В-шестых, большое внимание уделялось структурной перестройке экономики. Поскольку в Японии не было своих природных ресурсов, ей пришлось создавать современные перерабатывающие отрасли на основе импортозамещающих технологий. Если в 50-е годы основное внимание уделялось развитию таких отраслей, как металлургия, гидроэнергетика, судостроение, то в начале 60-х годов приоритетными стали автомобилестроение, нефтепереработка и нефтехимия.

Проведение в жизнь названных мероприятий проходило при участии американских оккупационных властей. Первоначально США предполагали опереться на гоминьдановский Китай. Но поскольку из-за победы коммунистов в Китае в 1949 г. сделать это не удалось, американцы переориентировали свою политику. Такая политика получила название "обратный курс" или "линия Доджа". Она включала в себя "план экономической стабилизации" Японии, налаживание длительного стратегического партнерства США с Японией, постепенное превращение ее в страну с передовой экономикой.

Перестройка японской экономики осуществлялась при непосредственном участии государства. Государство применяло селективные налоговые и кредитные льготы, контролировало методы конкурентной борьбы, регулировало денежную массу, установило (на время) карточную систему распределения промышленного сырья и потребительских товаров, использовало индикативное планирование, полностью контролировало систему внешнеэкономических связей. В Японии было обеспечено сочетание механизмов рыночного хозяйства с государственной поддержкой частного накопления.

Экономическое развитие Японии было ускорено войной в Корее. Была увеличена американская помощь Японии, прекращена выплата репараций, разрешен импорт важнейших видов сырья и топлива, отменены многие ограничения на развитие отраслей промышленности. К 1953 г. завершился процесс восстановления японской экономики. Страна вновь стала среднеразвитой индустриально-аграрной страной.

В середине 50-х годов в Японии начался период, получивший название "экономического чуда". В самом деле. С 1950 г. по 1970 г. среднегодовые темпы роста промышленного производства составляли 15,2 %. К 1990 г. промышленное производство Японии выросло по сравнению с уровнем 1952 г. в 21,1 раза. Удельный вес японской промышленности в мировом капиталистическом хозяйстве увеличился с 1,7 % в 1950 г. до 10,1 % в 1970 г. К 1970 г. Япония вышла на второе место в мире по объему ВНП.

В числе общих предпосылок экономического роста следует назвать благоприятную обстановку первых послевоенных десятилетий: новые технологии, научные разработки, сырьевые ресурсы были сравнительно недорогими, в то время как цены на промышленную продукцию оставались высокими. Следует также отметить социально-экономическую и политическую значимость преобразований, проведенных в первые послевоенные годы и устранивших пережитки феодализма и фашизма.

В научной литературе обычно называются следующие факторы быстрого экономического роста Японии. Во-первых, особый характер и особые условия обновления основного капитала. Степень военных разрушений экономики потребовала особенно полного обновления основного капитала и при этом техническое переоснащение промышленности происходило после восстановления, т.е. на более высоком техническом уровне. В ходе проведения технической перестройки промышленности Япония пошла по пути приобретения у других стран патентов, лицензий, научно-технических новинок, что позволяло экономить и деньги, и время. С 1950 по 1980 г. было зарегистрировано около 34 тыс. случаев приобретения японскими компаниями иностранной техники и технологии.

Во-вторых, особые формы эксплуатации труда и высокий удельный вес капиталовложений в национальном доходе. Удельный вес расходов на оплату труда в стоимости продукции в Японии в 2 - 3 раза ниже, чем в других странах. Так, в США этот показатель составляет 32 %, в Англии – 27 %, а в Японии – 11 %. Иначе говоря, одним из факторов экономического роста, в том числе высокого уровня капиталовложений, явилась относительная дешевизна рабочей силы в 50 – 60-е годы. Правда, следует подчеркнуть, что экономический рост в послевоенной Японии опирался и на растущий массовый потребительский спрос. Кроме того, японские фирмы активно передавали производственные операции, требовавшие не высоких технологий, а много живого труда, мелким, полукустарным заведениям. Это обходилось значительно дешевле.

Для японской промышленности 50 – 60-х годов оставался характерным принцип патернализма. Он проявлялся, в частности, в системе пожизненного прикрепления работника к предприятию, в создании особого социально-психологического климата на предприятиях и в фирмах (по принципу: фирма – единая семья).

В-третьих, высокий удельный вес расходов на развитие хозяйства был связан с низкими военными расходами. Согласно японской конституции, военные расходы не могут превышать 1 % валового национального продукта, а страна должна оставаться неядерной державой. Конституционный запрет на милитаризацию положительно сказывался на экономике страны.

В-четвертых, высокие темпы роста японской промышленности были связаны с особенностями государственного регулирования экономики. В Японии государству принадлежит более трети основных производственных фондов, 20 % валового национального продукта производится по государственным заказам. Через бюджет проходит 30 % валового национального продукта, что вполне сопоставимо с США и намного меньше, чем в европейских странах, где эта доля может превышать 50 %. С этой точки зрения экономика Японии относится к числу наиболее либеральных. Однако на деле японская экономическая система, скрепленная типично азиатскими неформальными связями деловых кругов и деловых кругов и государства, относится к числу наиболее жестких по степени воздействия правительства на экономику. Важнейшим методом решения экономических проблем является протекционизм. Государство проводило политику льготных кредитов, высоких таможенных тарифов на ввоз готовых изделий, ограничений на внешние капиталовложения, демпинга на внешних рынках, санкционировало создание крупнейших финансово-промышленных групп, организовывало централизованное планирование и т.д.

В-пятых, следует отметить особенности японского национального характера, повлиявшие на экономическое развитие страны. Специфика японской культуры и философии, сохранение феодальных традиций способствовали утверждению таких черт национального характера, как послушание, преданность хозяину, вера в японскую исключительность, коллективистский менталитет и т.п. Речь идет, следовательно, о том, что в японскую экономическую модель органично были включены в качестве системного элемента цивилизационные особенности страны.

Техническое перевооружение японской промышленности, структурные изменения в ней прошли ряд этапов. Со второй половины 50-х годов начинается освоение новых технологических процессов и новых отраслей производства. В этот период промышленность Японии переходит от трудоемких отраслей производства к капиталоемким. Сокращается удельный вес легкой промышленности, ускоренно развиваются автомобилестроение, электротехника, производство синтетических материалов. С середины 60-х годов начинается переход к кибернетизации производства, к наукоемким отраслям, производство станков с числовым программным управлением, массовое внедрение роботов-манипуляторов.

Энергетический кризис начала 70-х годов стал переломным событием в развитии японской экономики. Не имея своих сырьевых ресурсов, Япония была вынуждена пересмотреть многие экономические приоритеты и перейти на материало- и энергосберегающие технологии, искать новые источники сырья и топлива. В начале 80-х годов начался новый этап индустриального развития Японии. Характерной чертой технологий этого периода стали наукоемкость и высокая точность (микроэлектроника, измерительные приборы, медицинское оборудование, средства связи, спутниковое оборудование, оптическая техника и т.п.).

Большие изменения произошли в аграрном секторе. Под влиянием аграрной реформы начался устойчивый рост сельскохозяйственного производства. В 1961 г. был принят Основной сельскохозяйственный закон, направленный на перевод сельского хозяйства от мелкотоварного к крупному производству. Предполагалось сократить удельный вес риса, стимулировать производство продукции животноводства, овощей, фруктов. В результате к середине 1980-х годов Япония обеспечивала свои продовольственные потребности на 70 % за счет собственного производства.

В 50 – 80-е годы заметные изменения произошли во внешнеэкономической политике Японии. В 50-х годах экспорт не играл заметной роли в японской экономике. Однако в середине 60-х годов окрепшая японская экономика уже нуждалась во внешних рынках. Правительство объявило о либерализации внешнеэкономических связей. Сформировалась специфическая внешнеторговая модель Японии: в экспорте страны преобладала продукция перерабатывающей промышленности, а в импорте – минеральное сырье и нефть.

Другая особенность внешней торговли Японии была связана с ориентацией на США, куда направлялось до 75 % экспорта. Возникла зависимость японской экономики от степени открытости американского рынка


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: