double arrow

Экономическое развитие стран Западной Европы и США в конце XIX - начале XX вв

Последняя треть XIX века ознаменовалась быстрым ростом промышленности и ее концентрацией, крупными техническими открытиями и изобретениями. Были изобретены двигатель внутреннего сгорания, паровая турбина, дизель, т.е. новые виды силовых установок для промышленности и транспорта. В химической промышленности было освоено производство серной кислоты и соды. Мощным толчком технического прогресса явилось изобретение электродвигателя и внедрение электричества в производство. На смену паровой энергии постепенно приходит электрическая. Экономический прогресс обусловливался в первую очередь научными и техническими открытиями. Исследователи называют это явление второй после промышленного переворота технологической революцией.

За небольшой отрезок времени (1871 – 1913 гг.) объем мирового производства возрос более чем втрое, объем промышленной продукции - в пять, а оборот мировой торговли - в четыре раза. Протяженность железных дорог в мире возросла в пять раз и превысила 1 млн. км. Строятся корабли из стали, возрастает их водоизмещение и скорость. Совершенствуется военная техника. Начинается гонка вооружений. Появляются новые отрасли промышленности: станкостроение, электротехническая, автомобилестроение и самолетострое­ние. Рыночные отношения совершенствуются и переходят в монополистическую стадию. Усиливается неравномерность экономического развития отдельных стран. В 1870 г. удельный вес Англии в мировом промышленном производстве составлял почти 32 %, США - 23, Германии – 13, Франции – 10; в 1913 г. соответственно 14, 35,8, 16 и 6,4 %. В 1890 – 1913 гг. среднегодовые темпы роста промышленности составляли в Англии 2,1 %, во Франции – 2,6 %, в Германии – 4,1 %, в США – 4,2 %.

Растущая концентрация наблюдается не только в производстве, но и в банковской сфере. Сформировалась финансовая олигархия – несколько сотен богатейших семейств, сосредоточивших в своих руках властные экономические и политические рычаги. Одной из отличительных черт новой эпохи стал вывоз капитала в другие страны. Неравномерность развития, переход от «свободного» домонополистического капитализма к господству монополий лежал и в основе экономических и социально–политических процессов последней трети XIX в. - начала XX в.

В рассматриваемый период Англия теряет ведущую роль в мировом промышленном производстве. В 70-х годах она выпускала одну треть мировой промышленной продукции, а к 1914 году этот показатель уменьшился более чем в два раза. Относительное отставание было связано с быстрым старением промышленного оборудования. В Англии наблюдается более медленное развитие новейших отраслей промышленности. Английские предприниматели рассчитывали на дешевое сырье и рабочую силу колоний, поэтому промышленная перестройка затронула Англию в меньшей мере, чем другие страны. Монополии в Англии стали возникать на 10-15 лет позже, чем в других странах. Прибыли от промышленности снижались, но возрастали доходы от капиталов, вложенных в колонии.

Англия сохраняла ведущую роль в мировой торговле, судостроении и судоходстве, оставалась мировым банкиром. С 70-х годов наблюдался кризис в сельском хозяйстве. Английское зерно не могло конкурировать с более дешевым американским. К 1913 году посевные площади под пшеницей сократились вдвое. Преобладающей отраслью сельского хозяйства становится животноводство. К 1913 г. в аграрном секторе Англии было занято 8 % активного населения. Сельское хозяйство переводилось на индустриальную основу путем внедрения машин и применения минеральных удобрений. Шел процесс концентрации фермерских хозяйств. Сельское хозяйство стало играть подчиненную роль в экономике. Англия все более теряла свою собственную аграрную базу и превращалась в мирового импортера сырья и продовольствия.

Отставая по темпам промышленного развития от США и Германии, Англия отставала и по темпам концентрации и монополизации производства. Тем не менее, изменения в технике, технологии и методах организации производства не обошли стороной и экономику Англии. Большую роль стали играть колониальные монополии по добычи руд цветных металлов, нефти, выращиванию различных тропических культур. В начале XX в. был создан англо-голландский нефтяной трест «Ройял Датч-Шелл», добывавший до 13 % мирового объема нефти. Кредитно-банковская система в полной мере соответствовала мировому уровню. Лондонский денежный рынок был всемирным финансовым центром. Английский фунт стерлингов играл роль международных денег, был расчетной единицей в мировых торговых сделках. Экономическая мощь Англии сместилась из производственной сферы в кредитно-денежную. Несмотря на замедление темпов экономического роста, Англия оставалась высокоразвитой страной.

На промышленное развитие Франции большое влияние оказало поражение в войне с Пруссией.Франция понесла огромные материальные убытки и потеряла две важные в промышленном и стратегическом отношении провинции. Значительный спад в экономике привел к тому, что по объему промышленного производства к началу ХХ в. Франция переместилась со второго на четвертое место в мире. По концентрации производства и по уровню технического оснащения предприятий Франция значительно отстала от стран с молодой рыночной экономикой. В конце XIX в. из 3,3 млн. промышленных рабочих около 40 % трудились на мелких предприятиях с числом рабочих до десяти человек. Мелкие предприятия, которые специализировались на производстве потребительских товаров и предметов роскоши, не нуждались в техническом переоснащении. Высокая концентрация производства наблюдалась только в тяжелой промышленности, особенно в металлургии и горнодобывающей. Темпы роста французской металлургии были высокими, но по абсолютному производству она далеко отставала от США и Германии. В 1913 г. выплавка чугуна составила 5,2 млн. тонн, а выплавка стали 3,8 млн. тонн. Больших успехов достигло машиностроение, и с 1905 г. по 1912 г. экспорт машин удвоился.

Высокое развитие получила военная промышленность. Франция производила боевые самолеты, скорострельные пушки, подводные лодки. Много военной техники шло на экспорт. Основную массу вооружения производила фирма Шнейдера. В автомобильной промышленности господствовали компании «Рено» и «Пежо». Во Франции преобладали такие типы монополий, как картели и синдикаты. К примеру, металлургический синдикат «Комитэ дефорж» объединял 13 крупнейших металлургических заводов.

Во Франции острую проблему для экономики создавала низкая рождаемость населения: с 1870 г. по 1913 г. численность населения не возрастала. Экономика страны имела аграрно-индустриальный характер. В сельском хозяйстве было занято около 40 % населения. Преобладало мелкое парцеллярное производство крестьян, производительность труда в сельском хозяйстве была в два раза ниже, чем в Англии. С конца XIX в. усиливается процесс концентрации земельной собственности, возникают крупные фермы капиталистического типа. Происходило слияние капитала в сфере производства, переработки сельскохозяйственной продукции и в сфере обращения. Предприниматели стремились создать свою собственную сырьевую базу, что положительно влияло на рост производства и повышение производительности труда.

Франция имела много колоний, но они играли незначительную роль в ее экономике. В период вступления Франции в монополистическую стадию развития ее экономике были присущи ссудно-ростовщические черты. Финансовый капитал Франция размещала в других странах. За 1870-1913 гг. промышленное производство во Франции выросло в три раза, а экспорт капитала – в 6 раз. Вывоз ссудного капитала за границу превращал Францию в страну-рантье, которая получала большие проценты по своим вкладам. Францию называли «ростовщиком Европы». Иностранным государствам французский капитал предоставлялся в виде ссуд и займов.

Таким образом, что во Франции конца XIX – начала ХХ вв. промышленная база была недостаточной, уровень концентрации производства невысоким, эффективность аграрного сектора низкой, но финансовый капитал, имеющий ростовщический характер, достиг наивысшего уровня развития.

В 70-е годы в экономическом развитии Германии произошел коренной перелом. Начинался период промышленного скачка. По уровню промышленного развития Германия вышла на первое место в Европе и на второе в мире к началу первой мировой войны. Причины этого явления заключались прежде всего в объединении Германии в единое государство.

Значительное влияние на экономический рост оказала победа во франко-прусской войне. На захваченных у Франции территориях создавалась мощная база металлургической и химической промышленности. Более позднее завершение промышленного переворота давало Германии ряд преимуществ, обусловило введение наиболее современной техники, а недостаток капиталов компенсировался всесторонним вмешательством государства в развитие экономики. Германия почти не имела колоний и завоевывала внешний рынок, используя демпинг при высоких ценах на внутреннем рынке.

Наибольшие успехи в развитии сделала тяжелая промышленность Германии. В металлургии был успешно освоен мартеновский процесс производства железа. В Германии в большом количестве стали производить минеральные удобрения и синтетические красители, появились автомобили с двигателем внутреннего сгорания, электрические моторы, трамвай, электрифицированные железные дороги. Протяженность железных дорог увеличилась в 33 раза и составила в 1914 г. почти 60 тыс. км. В конце XIX в. происходил завершающий этап промышленного переворота, начиналась индустриализация, развивался монополистический капитализм. Для Германии была характерна экономическая политика милитаризма. Создавая новую мощную армию, государство увеличивало военные расходы, активно вмешивалось в экономику.

В результате промышленного переворота в Германии ведущие позиции в промышленности занимали новейшие отрасли – электротехническая, алюминиевая, химическая, машиностроительная, металлургическая, угледобывающая. Акционерный капитал направлялся в первую очередь в эти отрасли. Легкая и пищевая промышленности развивались медленнее, что было связано с узостью внутреннего рынка и жесткой конкуренцией на внешнем рынке. Удельный вес сельского хозяйства в экономике снижался. В крупных юнкерских имениях применяли машины, химические удобрения, сложные севообороты, что означало интенсификацию земледелия. Однако в деревне сохранялось много пережитков крепостничества, батраки и мелкое крестьянство имели низкий уровень жизни.

В Германии была более высокая степень концентрации производства и капитала, чем в Англии и Франции. Образование монополий происходило быстрее и раньше. Для Германии были характерны такие типы монополий, как картели и синдикаты. Крупнейший Рейнско-Вестфальский угольный синдикат контролировал 50 % германской добычи угля, в химической промышленности доминировало объединение «И.Г. Фарбениндустри», в электротехнической - АЭГ и «Сименс», в производстве вооружений - монополия Круппа. В 1913 г. гигантский концерн Круппа имел 80 тыс. рабочих. Эта военная корпорация имела свои шахты, металлургические заводы, судостроительные верфи и машиностроительные предприятия. Она пользовалась всемерной поддержкой государства и являлась примером сращивания юнкерского государственного аппарата с крупнейшими предприятиями.

Не меньшей была и концентрация банковского капитала. Накануне первой мировой войны девять крупнейших берлинских банков сосредоточили в своих руках более половины всех вкладов. Крупные банки имели множество филиалов. Вывоз германского капитала за 1900-1913 гг. увеличился более, чем в три раза. По вывозу капитала Германия занимала третье место в мире. В конце XIX - начале ХХ вв. экономика Германии развивалась довольно быстрыми темпами, вторая техническая революция происходила одновременно с завершением промышленного переворота. В экономике Германии произошли важные структурные изменения. По объему промышленного производства Германия вышла на второе место в мире. Удельный вес ее в мировой промышленности составлял 16,5 %.

С 70-х годов XIX в. до первой мировой войны в США наблюдались самые высокие темпы экономического развития за всю предшествующую историю страны.Объем промышленной продукции увеличился в девять раз, а инвестиции - более, чем в двенадцать.

В промышленном производстве произошли значительные структурные сдвиги. Лидировали отрасли тяжелой промышленности. Новые отрасли (сталелитейная, электротехническая, нефтедобывающая, добыча природного газа, автомобилестроение, машиностроение) превратили США в мирового лидера. Грандиозные технические сдвиги в машиностроении способствовали созданию массового производства. Стандартизированное, массовое поточное (конвейерное) производство впервые сложилось в автомобильной промышленности, на заводах Г. Форда. В 1913 г. в США производили 38 % мировой промышленной продукции. По этому показателю США прочно заняли первое место в мире и удерживают его до сих пор.

Подобный экономический рост был обусловлен рядом факторов. В гражданской войне 1861 – 1865 гг. победу одержали Северные штаты, что снимало все барьеры на пути развития рыночных отношений. США обладали огромными запасами природных богатств – полезными ископаемыми, лесными и водными ресурсами, плодородными почвами. Американский фермерский путь развития капитализма в сельском хозяйстве обеспечивал большой платежеспособный внутренний рынок. За последние тридцать лет XIX в. в США переселились четырнадцать миллионов эмигрантов. В 1913 г. в стране проживало более 96 млн. человек. Резкий скачок произошел в железнодорожном строительстве. В 1913 г. США имели 411 тыс. км железнодорожных путей, что составляло почти половину всех железных дорог в мире. Важнейшее значение имело широкое использование электроэнергии. В 1913 г. общая мощность электростанций составила 5 млн. кВтч, а в Англии, Германии и Франции вместе взятых – около 3 млн. кВтч.

США находились вдали от своих основных европейских конкурентов, что позволяло им экономически господствовать на всем американском континенте. Американское правительство проводило экономическую политику, направленную на всемерную поддержку монополий и отечественных предпринимателей, а также на привлечение иностранного капитала. Развитие американской экономики происходило за счет концентрации и централизации производства и капитала, создания монополий, усиления роли банков и финансового капитала. Эти процессы происходили в США в более завершенном виде, чем в других странах. Америка стала страной трестов – высшей формы монополий. Нефтяной трест Дж. Рокфеллера «Стандарт Ойл» контролировал почти всю нефтяную промышленность. В сталелитейной промышленности мощное объединение создал Э. Карнеги. Он продал свою компанию Дж. Моргану, который возглавлял самый мощный в мире «Стальной трест» с капиталом в 1,4 млрд. долларов. Половину всех автомобилей США производили на заводах Г. Форда. «Дженерал электрик компани» была крупнейшей корпорацией в электротехнической промышленности.

В американском сельском хозяйстве происходит рост интенсивности и производительности труда. К 1900 г. площадь обрабатываемых земель возросла вдвое, составив 415 млн. акров. В сельском хозяйстве было занято 10,4 млн. человек - примерно столько же, сколько в промышленном производстве. В начале ХХ в. фермеры использовали тысячи тракторов, комбайнов, автомобилей. В сельскохозяйственное производство широко внедрялись достижения науки. Происходила специализация. Правительство оказывало помощь фермерам. К 1913 г. сбор пшеницы увеличился в 2,9 раза, а хлопка в три с половиной раза. Производительность труда в сельском хозяйстве возросла в два с половиной раза.

Рост промышленного и сельскохозяйственного производства обусловил расширение американского экспорта. Стоимость вывоза товаров превышала стоимость ввоза. США стали вывозить продукцию отраслей тяжелой промышленности, машиностроения, медь, нефть, металл. Хлопок и зерно продавались всем европейским странам. Значительно активизируется экспорт капиталов США. Особенно выгодными были инвестиции в слаборазвитые страны, где было дешевое сырье, земля и низкая заработная плата. США осуществляли грабеж природных богатств всей Латинской Америки и устанавливали свой контроль над экономикой многих стран. Так называемые «банановые республики» стали аграрно-сырьевым придатком США. Соединенные Штаты вступили на путь колониальных захватов, используя военную силу и экономическую мощь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: