Основные тенденции и этапы экономического развития зарубежных стран после второй мировой войны (1945 – 2000 гг.)

В послевоенном развитии мировой экономики можно выделить следующие этапы. Первый начался после окончания мировой войны и продолжался до середины 70-х годов. Этот этап характеризовался следующими особенностями.

Во-первых, в конце 40-х – начале 50-х годов развитые страны проводили восстановление своих хозяйств. Этот процесс в основных чертах завершился за 5 – 7 лет. Восстановлению европейских экономик в послевоенный период во многом способствовали США, оказавшие им помощь в рамках плана Маршалла, который приняли Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Турция, Франция, Швейцария, Швеция, ФРГ. Страны, желающие получать помощь, должны были отказаться от проведения национализации промышленности, предоставить полную свободу частному предпринимательству, заметно сократить производство в тех отраслях, которые могли составить конкуренцию американским товарам, снизить таможенные тарифы на импорт из США, ограничить объем торговли со странами "народной демократии", разрешить контроль за выполнением плана со стороны США. План Маршалла помог странам Европы преодолеть послевоенные трудности, однако вовсе не носил благотворительного характера. США стремились к укреплению собственных экономических и политических позиций в Европе,

За время реализации плана (1948 – 1951 гг.) помощь европейским странам составила 17 млрд. долл. (более 90 млрд. долл. в нынешних ценах), из которых более 66 % приходилось на Великобританию, Францию, Италию и ФРГ. Причем, предпочтение США оказывали Германии, которая в течение первого года получила 2,422 млрд. долл., тогда как Англия – 1,324 млрд., Франция – 1,13 млрд., Италия – 0,704 млрд. долл.

Основной смысл плана Маршала заключался в том, чтобы помочь европейским странам возродить экономику, оживить внутреннюю торговлю, активизировать международные экономические связи. Поставки продукции осуществлялись по следующим направлениям. Во-первых, поставки продуктов питания, топлива, одежды. Поскольку большинство стран было не в состоянии оплатить долларами американские поставки, основная часть товаров шла в виде дотаций, а не займов. Местная валюта, полученная после продажи ввозимой продукции, направлялась европейскими правительствами на сокращение бюджетного дефицита. Во-вторых, поставки промышленного оборудования в основном на условиях международных займов. В-третьих, поставки промышленного сырья, сельскохозяйственной техники, запасных частей к машинам и оборудованию, которые финансировались под гарантии американского правительства.

Реализация плана Маршалла способствовала быстрому послевоенному возрождению западноевропейских стран. В 1947 – 1950 годы общий объем промышленной продукции в базовых отраслях этих стран увеличился более чем на 50 %, возросли экспортные возможности. Нельзя не отметить, что в условиях нарастания противоборства двух систем американская программа все больше стала приобретать форму военной помощи западным странам. Американцы поставляли в европейские страны оружие, военную технику, боеприпасы, обмундирование, а западноевропейские страны предоставляли свою территорию для американских военных баз и обязывались прекратить торговлю стратегическими товарами со странами Восточной Европы.

Во-вторых, после восстановления экономики в большинстве стран начался устойчивый экономический рост. Уже в 1950 г. промышленное производство в большинстве западноевропейских стран превысило уровень 1938 г., а в последующие 20 лет темпы его роста составляли 7 % в год. В 1950 – 1970-х годов ВНП на душу населения в Западной Европе увеличивался в среднем на 4,5 % в год. Экономический рост создавал предпосылки для решения социальных проблем, утверждения идеологии "общества всеобщего благосостояния".

В-третьих, существенной чертой экономического развития послевоенных лет стало усиление государственного вмешательства в экономику. Причем, этот процесс носил не эпизодический характер в связи с экстремальными условиями (война, кризис), а становился постоянным явлением. Наиболее наглядно отмеченная тенденция проявилась в национализации экономики, распространении государственного планирования, возрастании объемов перераспределения доходов через государственный бюджет. Политика государственного регулирования базировалась на идеях Д. Кейнса и имела в разных странах свои особенности.

В-четвертых, указанный период характеризуется существованием Бреттон-Вудской финансовой системы - системы регулированных связанных валютных курсов. В 1944 г в Бреттон-Вудсе 44 страны мира договорились, что в послевоенный период будет действовать завуалированный золотой стандарт. Мировыми деньгами оставалось золото, а в качестве расчетного средства могла использоваться валюта отдельных государств, обеспеченная золотом. Формально любая страна могла предложить свою валюту в качестве мировых денег, но на это решились только США и Великобритания. Когда Великобритания попыталась осуществить привязку своей валюты к золоту, ее золотые запасы стали быстро истощаться, поскольку остальные страны стали менять фунты на золото. Великобритании пришлось отказаться от поддержки фунта, и в мире осталась одна резервная валюта – доллар США. Остальные страны поддерживали курс валют фиксированным по отношению к доллару. Функционирование этой валютной системы обеспечивалось Международным валютным фондом и Международным банком реконструкции и развития.

В-пятых, послевоенный период характеризовался не только ростом международной торговли и расширением потоков капиталов, но и бурным развитием интеграционных процессов, созданием международных институтов и органов, регулирующих различные аспекты мировой экономической системы, формированием региональных и международных группировок. Наиболее активно процессы экономической интеграции протекали в Западной Европе.

В 1951 г. была создана интеграционная система в рамках черной металлургии и угольной промышленности (Европейская организация угля и стали - ЕОУС), в 1957 г. был заключен Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (Бельгия, Голландия, Люксембург, ФРГ, Франция, Италия) и договор о создании Европейской комиссии по атомной энергии (Евратом). Впоследствии сообщество стало расширяться. В 1965 г. "шестерка" Общего рынка создала Европейское сообщество, которому были делегированы управляющие функции ЕОУС, ЕЭС и Евратома. Члены ЕЭС создали свой бюджет, начали унифицировать налоговую систему. Интеграция постепенно распространялась на денежную, кредитную и валютную сферы. В 1970 г. был принят план по созданию Европейского валютного фонда и европейской денежной единицы.

В числе ведущих международных организаций отметим Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), подписанное в 1947 г. 23 государствами. ГАТТ было направлено на упорядочение международной торговли и максимальное снижение таможенных барьеров, ликвидацию импортных квот и других ограничений. Эта организация во многом способствовала тому, что в настоящее время тарифы составляют менее 5 % облагаемого пошлинами импорта, тогда как в межвоенный период они иногда превышали 50 %.

В-шестых, в 50 – 70-е годы фактически завершается распад колониальной системы, существовавшей в XIX – XX веках. Политическую независимость получили десятки государств. В 1975 г. независимыми стали последние крупные колонии - Ангола и Мозамбик, а в 1989 г. - Намибия.

Второй этап начался в середине 70-х годов. В 70-е годы в условиях нарастания кризисных явлений в мировой экономике, замедления темпов экономического роста в развитых странах начался поиск новой модели хозяйственного развития, которая в основных чертах сложилась в последующие годы. Новый этап экономического развития характеризуется следующими чертами.

Во-первых, происходит значительное ускорение интеграционных процессов в мировой экономике, особенно в Европе. Так, в 80-е годы расширилась сфера деятельности ГАТТ, которая в 1994 г. была преобразована во Всемирную торговую организацию (ВТО). В 1979 г. была образована Европейская валютная система с единой расчетной единицей ЭКЮ. В 1985 г. к ЕЭС присоединились Великобритания, Греция, Ирландия, Испания и Португалия. В 1992 г. страны ЕЭС подписали Маастрихтское соглашение об учреждении Европейского Союза и о введении с 1999 г. единой валюты. В 1996 г. к Европейскому сообществу присоединились Австрия, Финляндия, Швеция. С января 1999 г. начинают обращаться "европейские деньги" (Евро).

Во-вторых, в 1971 – 1973 годах произошел развал Бреттон-Вудской валютной системы. В 1971 г. был прекращен размен американских долларов на золото в центральных банках стран МВФ, а в 1973 г. были отменены пределы колебаний курсов валют по отношению к доллару. Начался бурный рост цен. Среднегодовой рост розничных цен за 1974 – 1983 годы составил в Западной Европе 11,7 %, а в США – 7,5 %, в Японии – 5,5 %. В основе этого процесса лежали рост денежной массы и издержек производства, дефициты государственных бюджетов, кредитная экспансия, подогреваемая разросшимся мировым рынком ссудных капиталов.

В-третьих, размах инфляционных процессов привел к усилению неоконсервативных либеральных тенденций, к ослаблению кейнсианства. В результате в основу экономической политики были положены идеи, делавшие акцент на свободе предпринимательства, прежде всего идеи монетаризма. В начале 80-х годов монетаризм взял верх в США, Великобритании, ФРГ, Норвегии, Швейцарии и странах Бенилюкса. В этой связи в определенной степени была пересмотрена роль государства в регулировании экономики. Вместе с тем, во Франции, Австрии, Испании, Португалии, Швеции, Греции, Финляндии сохранили свои позиции сторонники более широкого государственного регулирования экономики. Мы рассмотрим опыт либеральных рыночных реформ на примере ряда стран Запада.

В-четвертых, в 70-е годы в мире начинается компьютерная революция, радикально преобразившая все сферы человеческой деятельности, в том числе и экономической.

В-пятых, в 70 – 80-е годы в странах Западной Европы начался переход на интенсивный тип экономического развития, практически завершившийся на рубеже 80 – 90-х годов. Во второй половине 80-х годов в Западной Европе начался довольно быстрый экономический рост. Западная Европа укрепила свои позиции в области НИОКР, приступила к широкомасштабному выпуску наукоемкой, высокотехнологичной продукции. При этом экономический подъем с середины 80-х годов носил сбалансированный характер: быстрый рост ВВП и промышленного производства, уменьшение безработицы, падение темпов инфляции, стабильный курс национальных валют, форсирование экспорта, рост прибылей предпринимателей и реальных доходов населения, облегчение налогового бремени, снижение бюджетных дефицитов. Правда, с 1991 г. начался очередной экономический спад, а с 1994 г. – оживление и подъем. Экономическое развитие стран Запада, таким образом, по-прежнему носило циклический характер.

В-шестых, на рубеже 80 – 90-х годов существенными факторами в экономическом развитии Западной Европы стали объединение Германии (1990 г) и "бархатные" революции в Восточной Европе в 1989 – 1990 годах, приведшие к распаду социалистического лагеря и СЭВ, положившие начало радикальным рыночным реформам в этой части Европы. Антисоциалистические революции в странах Восточной Европы и распад СССР заставили западноевропейские страны переориентировать часть своих ресурсов в восточном направлении (торговля, инвестиции, гуманитарная помощь). Кроме того, сама Восточная Европа взяла курс на экономическое сотрудничество с ЕЭС, что создает предпосылки для создания единой европейской экономики.

Отмечая особенности этапов экономического развития, необходимо помнить, что рубеж между ними не носит жесткого характера, поскольку речь идет о процессах, эволюционно развивающихся на протяжении послевоенного периода и лишь постепенно приобретающих качественно новую специфику. Так, весь послевоенный период характеризуется нарастанием интеграционных процессов, ускорением НТП, сжатием колониальной системы, колоссальными военными расходами, активной (хотя и меняющейся по характеру) ролью государства в экономическом развитии и т.д. Послевоенный период характеризуется также не только противоборством двух моделей развития экономики (СССР и Запад – США), но и активным поиском оптимальных вариантов государственного регулирования капиталистической экономики. После второй мировой войны Запад экспериментально опробовал кейнсианскую и монетаристскую модели регулирования экономики.

Кроме того, послевоенное развитие капиталистической экономики свидетельствует о том, что, несмотря на тяжелые испытания, разнообразные кризисы и сохраняющиеся острые проблемы, ресурсные и экологические ограничители, капитализм сумел приспособить свои социально-экономические институты к реалиям начала ХХI века. В основе этого лежало развитие рыночных механизмов, ускорение НТП, совершенствование регулирующей роли государства в экономической и социальной сфере, появление межгосударственного регулирования экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: