Экономика СССР в 1953 – 1991 гг

В развитии экономики СССР в начале 50-х гг. сохранялись многочисленные проблемы и противоречия. Ситуация в народном хозяйстве оставалась крайне сложной: низкий уровень жизни населения, кризис сельского хозяйства, диспропорции в развитии отраслей промышленности, отставание по ряду направлений НТП. Вместе с тем, к началу 50-гг. закончился восстановительный период, был создан солидный инвестиционный и научный потенциал, что создавало возможности для экономического подъема в будущем. Начиная с 1953 г. руководство страны попыталось в определенной мере уточнить приоритеты экономического развития, преодолеть недостатки хозяйственного механизма, сложившегося в 30-е гг. Основные направления экономических преобразований тех лет состояли в следующем.

Во-первых, реформирование аграрного сектора экономики. Уже в августе – сентябре 1953 г. были определены основные направления нового аграрного курса. Их существо состояло в расширении хозяйственной самостоятельности колхозов и совхозов и в повышении материальной заинтересованности сельских тружеников. Не имея возможности охарактеризовать многочисленные аграрные мероприятия тех лет, отметим лишь наиболее существенные из них.

В 1953 г. была проведена реформа сельскохозяйственного налога: подоходное обложение было заменено погектарным, при котором сельскохозяйственный налог исчислялся по твердым ставкам с площади земельного участка. Были списаны недоимки по налогам за прошлые годы, увеличены размеры ЛПХ, снижены нормы обязательных поставок государству продукции животноводства, увеличены закупочные цены, расширены возможности развития колхозных рынков. Значительно увеличились государственные ассигнования на развитие аграрного сектора: в 1954 – 1955 гг. они составили 34,4 млрд. руб., что на 38 % больше, чем за всю четвертую пятилетку. Всего за 1953 – 1964 гг. капиталовложения в сельское хозяйство увеличились в четыре раза. Увеличились поставки техники колхозам и совхозам, расширена их хозяйственная самостоятельность.

В результате в 1954 – 1958 гг. среднегодовые темпы сельскохозяйственного производства составили 8 % (в 1950 – 1953 гг. – 1,6 %). Денежные доходы колхозов с 1953 по 1958 гг. увеличились более чем в 3 раза.

Крупной программой в области сельского хозяйства было освоение целины. С 1954 г. по 1962 г. в оборот было вовлечено 42 млн. га. пашни. Это позволило в значительной степени решить продовольственную проблему, увеличить заготовки зерна. Вместе с тем, в освоении целины отчетливо проявились волюнтаризм аграрной политики Н.С. Хрущева, бесхозяйственность, пренебрежение данными науки. Нельзя не отметить и то обстоятельство, что концентрация ресурсов на освоении целинных районов ухудшила снабжение традиционных регионов аграрного производства, направила развитие сельского хозяйства страны по экстенсивному пути.

Вторая половина 50-х г. ознаменовалась попытками реализации явно авантюристических программ в области животноводства и кукурузоводства. На рубеже 50 – 60-х гг. были вновь введены ограничения на развитие подсобных хозяйств. В 1958 г. была проведена реорганизация МТС, техника которых за короткий срок была продана колхозам, что подорвало их финансовое положение. В принципе оправданная мера (объединить в колхозах землю, технику и кадры механизаторов и специалистов), реализованная волюнтаристски, существенно ухудшила положение в АПК. В 1962 – 1963 гг. ситуация в сельском хозяйстве и на продовольственном рынке приобрела критический характер, что привело к повышению цен на мясомолочную продукция на 25 – 30 % и закупкам зерна за границей.

Во-вторых, в середине 50-х гг. заметно усилилось внимание к проблемам НТП. Выросло финансирование научных исследований (с 1 млрд. руб. в 1950 г. до 6,9 млрд. в 1965 г.). Численность научных работников увеличилась со 162, 5 тыс. в 1950 г. до 664 тыс. в 1965 г. В 1957 г. было образовано Сибирское отделение Академии наук СССР, началось формирование Уральского и Дальневосточного научных центров Академии наук, Северо-Кавказского научного центра высшей школы.

В результате принятых мер были достигнуты значительные успехи в развитии науки и техники. В 1954 г. была введена в эксплуатацию первая в мире атомная электростанция, в 1959 г. построен первый атомный ледокол "Ленин", в 1957 г. выведен на околоземную орбиту первый спутник Земли, в 1961 г. - первый космический корабль с Ю. Гагариным на борту. Бурно развивалась энергетическая база страны. Производство электроэнергии выросло с 150,6 млрд. кВт/ч в 1954 г. до 507, 7 млрд. в 1965 г. Резко возросла добыча нефти и газа. В результате качественно изменилась структура топливного баланса страны. В 1950 г. доля нефти и природного газа составляла 19,7 %, а в 1965 г. – 52 %. Начался перевод железнодорожного транспорта с паровозов на тепловозы и электровозы. Ускорилось развитие химической промышленности. Получили развитие средства массовой информации. Радиовещание охватило всю страну. Динамично развивалось телевещание.

Таким образом, в 50-е гг. удалось ускорить темпы развития НТП, выйти на лидирующие позиции в мире по ряду приоритетных направлений науки и техники, повысить технический уровень промышленности и других отраслей экономики. Вместе с тем, конечные результаты НИОКР не всегда соответствовали произведенным затратам, что было связано с недостатками хозяйственного механизма в науке и особенно в производстве, которое не было нацелено на постоянный инновационный поиск.

В-третьих, усиление социальной направленности экономики, в результате чего произошло масштабное повышение уровня жизни населения. Значительно расширилось производство товаров народного потребления длительного пользования (радиоприемники, швейные машины, велосипеды, холодильники, магнитофоны, телевизоры и т.п.). В 1956 г. был принят закон о пенсиях, существенно увеличивший размер пенсий и установивший весьма низкий возрастной ценз для выхода на пенсию (мужчины могли уйти на пенсию в возрасте 60 лет при 25-летнем стаже, женщины - в 55 лет при 20-летнем стаже). С 1964 г. вводились пенсии колхозникам. С начала 60-х гг.. колхозники стали получать паспорта наряду с городскими жителями. Проводилось сокращение рабочего дня и повышение заработной платы. В 1956 г. была отменена плата за школьное и высшее образование. Была отменена подписка на государственные займы и одновременно приостановлена на 20 лет выплата денег по прежним займам.

Особое внимание уделялось жилищному строительству, которое переводилось на индустриальную основу. С 1956 по 1965 гг. в городах, рабочих поселках и селах было построено 715,4 млн. кв. м. жилья. Городской жилищный фонд в 1956 – 1964 гг. увеличился на 80 %. Выросло число газифицированных квартир. Столь масштабное строительство позволило снять остроту жилищной проблемы в стране.

В-четвертых, проводилась реорганизация системы управления. В первой половине 50-х гг. началась некоторая децентрализация руководства экономикой. Около 15 тыс. предприятий были переданы в республиканское подчинение. Был упорядочен и сокращен центральный аппарат, сокращена статистическая отчетность.

Наиболее масштабной была реорганизация системы управления 1957 г. В СССР было упразднено 141 союзное, союзно-республиканское и республиканское отраслевое министерство и создано 105 территориальных совнархозов, в т.ч. 70 – в РСФСР. Литература отмечает, что реорганизация системы управления дала импульс развитию экономики за счет снятия ведомственных барьеров, обеспечения большей оперативности управления, усиления специализации и кооперирования в масштабах регионов. Существенный стимул получило развитие местной промышленности. Однако реформа не устранила администрирования, отраслевой несбалансированности, усилила местнические тенденции регионов. Кроме того, реформа не вносила изменений в экономические условия хозяйствования, не наделяла предприятия реальными хозрасчетными правами. Механизм хозяйствования оставался административным. По существу, реформа свелась к организационно-структурной перестройке. Но даже в ограниченном, т.е. административном варианте, децентрализация экономики оказала благотворное воздействие на экономику.

Среди мероприятий в финансовой области отметим реформу 1961 г. Реформа 1947 г. способствовала оздоровлению денежного обращения в стране, однако не могла предотвратить развитие инфляционных процессов. Вот почему в ходе денежной реформы 1961 г. фактически была проведена деноминация рубля. Находившиеся в обращении денежные знаки обменивались в соотношении 10: 1. Одновременно были уменьшены в 10 раз цены на товары, на все виды доходов, на платежные обязательства и т.д. Установленный в 1961 г. новый масштаб цен отражал в значительной степени покупательную способность рубля на внутреннем рынке и существующую цену на золото на мировом рынке.

Таким образом, 50-е гг. отличались достаточно высокими темпами экономического развития. По оценкам ряда исследователей, темпы роста промышленного производства и национального дохода были наивысшими за всю советскую историю, начиная с 1928 г. Рост промышленности в СССР в этот период был выше, чем в ведущих капиталистических странах, кроме Японии. В среднегодовом исчислении он составил: в 1951 – 1955 гг. – 8,7 %, в 1956 – 1960 гг. – 8,3 %, в 1961 – 1965 гг. – 7 %. Одной из причин столь высоких темпов роста было относительное обновление основных фондов в ходе послевоенного восстановления хозяйства. СССР являлся второй промышленной державой мира после США, обладающей мощным производственным и научно-техническим потенциалом.

Ускорение научно-технического прогресса в условиях нового этапа НТР, социальная переориентация экономического развития, некоторое ослабление административных методов управления экономикой, расширение хозяйственной самостоятельности колхозов и совхозов, повышение материального уровня жизни и социального статуса крестьянства свидетельствовали о некоторой трансформации сталинской модели экономического развития, основанной на идее ускоренной индустриализации, и отражали процесс модернизации советской экономической системы.

В начале 60-х гг. стали снижаться темпы экономического роста, все бо­лее отчетливо проявлялись неэффективность административно-управленче­ских решений, несовершенство планирования, незаинтересованность пред­приятий в НТП, продовольственные трудности, монополизм производителей в условиях всеобщего дефицита и т.п. Объяснение этих проблем недостат­ками в работе выглядело все менее убе­дительно.

Экономические трудности стимулировали дискуссию среди экономистов и практиков о критериях эффективности социалистической экономики, о согласовании интересов общества и коллективов, о роли и перспективах товарного производства, о законе стоимости, о ценообразовании и т.д. Поскольку неэффективность существующего хозяйственного механизма становилась все более очевидной, в обществе ставился вопрос о совершенствовании планирования, переходе к экономическим методам управления, об активизации товарно-денежных отношений. Это был, несомненно, шаг вперед в осмыслении экономической ситуации в стране. Разумеется, в условиях монополии КПСС на власть вопрос о переходе к рыночной экономике, об изменении системы производственных отношений не ставился.

С начала 60-х гг. в ряде регионов страны началась экспериментальная проверка новой системы планирования и стимулирования. Начало реформе положили решения мартовского и сентябрьского пленумов ЦК КПСС 1965 г. Основные направления разработанной на мартовском пленуме аграрной политики могут быть определены следующим образом. Во-первых, пленум постановил изменить систему планирования и экономического стимулирования. План закупок зерна на год снижался с 4 млрд. пудов до 3,4 млрд. Устанавливался твердый план закупок на всю VIII пятилетку. Повышались закупочные цены. Устанавливалась надбавка в 50 % за сверхплановую продажу пшеницы и ржи.

Во-вторых, перевод сельского хозяйства на современную индустриальную основу, ускорение НТП. С этой целью планировалось существенное увеличение капиталовложений в сельское хозяйство, укрепление энергетической базы колхозов и совхозов, расширение подготовки кадров. Намечалась система мер, направленных на рациональное использование и повышение плодородия почвы, интенсификацию сельскохозяйственного производства на основе механизации, мелиорации, химизации.

В-третьих, проведение более активной социальной политики на селе, направленной на повышение уровня жизни, расширение культурно-бытового и жилищного строительства, совершенствование системы оплаты труда и т.п. В-четвертых, совершенствование форм организации производства и управления на основе специализации и кооперации, интеграции колхозно-совхозного и промышленного производства. Предусматривалась также поддержка личных подсобных хозяйств. Реализация этих мер позволила во второй половине 60-х гг. обеспечить рост валовой продукции сельского хозяйства на 21 %. СССР резко сократил закупки хлеба за рубежом.

На сентябрьском пленуме 1965 г. в докладе Председателя Совета Министров СССР А.А. Косыгина было обосновано положение о сочетании централизованного руководства промышленностью с расширением хозяйственной самостоятельности предприятий. В докладе употреблялись такие понятия, как "рынок", "прибыль", "эффективность капитальных вложений" и др. Основные положения реформы сводились к следующему.

Во-первых, в области государственного планирования намечалось повысить его научный уровень, превратить пятилетний план в основную форму государственного планирования народного хозяйства. В целях расширения хозяйственной самостоятельности предприятий сокращалось число показателей, утверждаемых для них сверху. Главным становился объем реализованной продукции (вместо валовой). Многие вопросы производственно-хозяйственной деятельности предприятия могли решать самостоятельно. Расширение прав предприятий было зафиксировано в "Положении о социалистическом государственном производственном предприятии".

Во-вторых, усиление материального стимулирования. Было признано необходимым усилить роль прибыли в повышении материальной заинтересованности предприятий, работать рентабельно и полностью погашать за счет доходов свои расходы (принцип самоокупаемости). Прибыль становилась финансовым источником образования фондов предприятия, за счет которых оно могло развивать производство, материально поощрять работников, улучшать условия их труда и быта. Ограничивалось "бесплатное" централизованное финансирование капвложений и расширялось применение долгосрочного кредита.

В-третьих, перестройка организационной структуры. Предусматривалось укрепление централизованных начал в управлении промышленностью и ликвидация совнархозов, формирование объединений (фирм). После пленума были созданы 29 общесоюзных и союзно-республиканских министерств. К концу 1975 г. промышленных министерств стало 35. Всего же в 1985 г. насчитывалось 160 союзных министерств.

В 1965 г. были намечены и некоторые перспективы совершенствования методов хозяйствования, в том числе переход от централизованного финансирования капитальных вложений к долгосрочному кредитованию, от жесткого материально-технического снабжения – к гибкой оптовой торговли, от разрозненных предприятий – к их производственному объединению.

Предприятия переводились на новую систему хозяйствования постепенно. В первом квартале 1966 г. на новую систему было переведено 43 предприятия, во втором – еще 200. Переводили прежде всего те предприятия, где был выше уровень рентабельности, поэтому реформа началась в легкой и пищевой промышленности. К концу VIII пятилетки свыше 90 % всех предприятий в ведущих отраслях были охвачены реформой. На новую систему были переведены предприятия железнодорожного, водного, автомобильного и воздушного транспорта. Ее элементы внедрялись в торговле. На полный хозрасчет было переведено около 4 тысяч совхозов. В конце пятилетки начался перевод на новые условия работы строительных организаций.

Реформа, таким образом, быстро распространялась вширь, однако столкнулась с серьезными трудностями. Так, пятилетка не стала основной формой планирования, деятельность предприятий регулировалась ежегодно устанавливаемыми планами. Наблюдался опережающий рост заработной платы по сравнению с повышением производительности труда. Сохранялись сбои в материально-техническом снабжении, дефицит товаров народного потребления. Действующая система цен не отвечала уровню развития экономики. Существовали неоправданно низкие цены на уголь, металл, железную и марганцевую руду, некоторые виды продукции машиностроения. Прибыльными были нефтяная и газовая промышленность, убыточными – угольная промышленность и черная металлургия. Новая система цен должна была вступить в действие с 1 июля 1967 г., но натолкнулась на партийную установку о неизменности цен. Отрасли ВПК пользовались приоритетом, а легкая промышленность оставалась на периферии экономической политики. Не были осуществлены некоторые из намеченных мер, в том числе переход к оптовой торговле средствами производства, к долгосрочному кредитованию капвложений, созданию производственных объединений.

Несмотря на трудности, реформа 1965 г. дала определенные позитивные результаты, приостановила наметившееся в предшествующий период падение темпов роста. Прирост объема производства в промышленности в годы VIII пятилетки по сравнению с предшествующей пятилеткой составил 50 %, а в сельском хозяйстве – 21 %.

Однако реформа так и не была доведена до конца и уже в конце 60-х гг. начала сворачиваться. Непоследовательный, некомплексный и не продуманный до конца характер реформы не позволил закрепить наметившиеся положительные тенденции. Постепенно происходил возврат к административным методам руководства. По мнению ряда исследователей, реформа была изначально обречена, т.к. не предусматривала решительных шагов по пути к рынку, была робкой попыткой дополнить директивное планирование элементами хозрасчета. Другие считают, что реформа была реальной попыткой внедрения в народное хозяйство механизмов, которые могли создать предпосылки для некоторого синтеза плана и рынка, однако в силу ряда причин реформа не была осуществлена. На судьбу реформы влияли многие факторы внутренней и внешнеполитической ситуации. Очевидно, важнейшую отрицательную роль играл догматизм партийного руководства, широко распространенные в обществе и его элите (партийной, научной) антирыночные настроения, что заставляло видеть в экономических преобразованиях угрозу политической стабильности.

Отказ от продолжения реформы повлек за собой снижение динамики развития советского общества, обострение его противоречий. С начала 70-х гг. планы социально-экономического развития по большинству показателей не выполнялись. Темпы прироста ВНП составили в 1976 – 1985 гг. в среднем 2 % в год. В XI пятилетке темпы роста по этому показателю были самыми низкими по сравнению с предшествующими пятилетками.

Советская экономика продолжала развиваться на экстенсивной основе. Производительность труда росла медленно, и темпы ее роста снижались. Громадные инвестиции в капитальное строительство и сельское хозяйство не давали должной отдачи. Обозначилось отставание СССР от ведущих стран мира в освоении достижений НТР. Экономика носила затратный характер. Широко использовался ручной и неквалифицированный труд. Сохранялись диспропорции в развитии отраслей экономики. В промышленности нарастал "долгострой". Был низок уровень интенсификации сельского хозяйства. Высок был уровень милитаризации экономики. Ухудшалась товарная структура экспорта. Со второй половины 70-х гг. ухудшилось продовольственное снабжение населения. Нарастали инфляционные процессы, хотя и в скрытой форме. Накапливались и обострялись социальные проблемы и противоречия. Росли масштабы теневой экономики (которая не только сопровождалась экономическими и социальными издержками, но и стала зародышем рыночно-капиталистической экономики, легализованным на рубеже 80 – 90-х гг.).

Таким образом, в 60-80-е гг. СССР достиг наивысших за всю свою историю объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, уровня жизни населения, догнал наиболее развитые страны по объемам выпуска продукции, типичной для индустриальной стадии развития. СССР сохранял статус одной из двух "сверхдержав", обладал огромным военно-техническим, промышленным, научным, кадровым, сырьевым потенциалом, занимал лидирующие позиции в мире по ряду направлений промышленного производства и НТП, имел вполне определенные достижения в развитии социальной сферы. С другой стороны, именно в эти годы стали нарастать кризисные явления в экономике. Росло технологическое и общее экономическое отставание СССР от наиболее развитых стран. Возможности дальнейшего развития экономики на прежней, экстенсивной основе были исчерпаны. Экономика вступила в стадию стагнации.

Советское руководство видело нарастание кризисных явлений в экономике. В числе причин этих трудностей в официальных документах назывались обострение демографической ситуации, рост затрат на добычу сырья и охрану окружающей среды, увеличение военных расходов и т.п. Это – реальные, но не главные факторы усиления кризисных явлений. Ухудшение экономической ситуации было обусловлено, во-первых, нежеланием руководства провести во второй половине 60-х гг. глубокую хозяйственную реформу, целенаправленным курсом на консервацию хозяйственной модели, основы которой были заложены в 30-е гг. Во-вторых, наличием глубоких пороков советской экономической системы (монополия государственной собственности, директивный характер планирования, монополизм в производстве и распределении, отсутствие конкуренции и, следовательно, объективной заинтересованности производителя в НТП, уравнительность в оплате труда и т.п.).

Система, основанная на жестком централизме, без рыночных регуляторов, конкуренции, недостаточной мотивации труда оказалась невосприимчивой к новому витку НТР. СССР оставался на индустриальной стадии развития, а экономически развитые страны мира поднялись на научно-индустриальную стадию. Именно в этом – объективная обусловленность объявленной в 1985 г. перестройки.

Экономическая политика периода "перестройки" прошла ряд этапов. На первом (апрель 1985 г. – июнь 1987 г.) в основу экономической политики была положена концепция социально-экономического ускорения. Под ускорением понималось повышение темпов экономического роста. Так, за 15 лет предполагалось увеличить национальный доход почти в два раза, промышленное производство – в два раза, повысить производительность труда в 2,3 – 2,5 раза. В основе стратегии лежала идея интенсификации производства на основе НТП, структурная перестройка экономики при приоритетном развитии машиностроения, освоение эффективных форм управления, организации и стимулирования труда.

Для получения желаемого результата был взят курс на укрепление порядка и дисциплины, повышение ответственности, был проведен ряд "кампаний" (антиалкогольная, борьба с нетрудовыми доходами, введение госприемки, активизация человеческого фактора). В результате принятых мер в 1985 – 1986 гг. незначительно увеличились темпы экономического роста, но вместе с тем, серьезно осложнилось финансовое положение, углубился дефицит бюджета. Так, резкое уменьшение производства алкогольной продукции сократило поступления в бюджет за 1985 – 1987 гг. на 70 млрд. руб. Нагнетание инвестиций в машиностроение, а также катастрофа на Чернобыльской АЭС еще более осложнили положение в экономике.

В условиях очевидного провала стратегии ускорения в июне 1987 г. пленум ЦК КПСС поставил вопрос о реформе системы управления экономикой. На этом этапе (июнь 1987 г. – конец 1989 г.) были приняты закон о государственном предприятии, существенно расширивший права предприятий, предоставивший им полный хозрасчет и самоуправление (вплоть до выборов руководителя), закон о кооперации, который стимулировал развитие кооперативных форм в сфере производства и сервиса, закон об аренде, разрешавший трудовому коллективу взять в аренду у государства свое предприятие.

Однако в условиях господства государственной собственности без налаженного рыночного механизма эти меры, главным образом, привели к негативным последствиям. Так, расширение прав предприятий вело к повышению заработной платы при минимальном росте выпуска продукции. В результате с 1988 г. ситуация в народном хозяйстве стала приобретать кризисные черты, которые проявлялись в расстройстве финансовой системы, растущем дефиците бюджета, усиливающейся инфляции, процветании теневого рынка, нехватке потребительских товаров. Острота экономических проблем усугубилась начавшимися забастовками шахтеров, межнациональными конфликтами, а также землетрясением в Армении.

Складывающаяся обстановка требовала новых подходов в экономике. На третьем этапе (1990 – 1991 гг.) в основу стратегии преобразования хозяйственного механизма была положена идея его построения на рыночных принципах. В конце 1989 г. правительство предложило программу перехода к планово-рыночной экономике, рассчитанную на поэтапный переход к рынку за 6 лет. В 1990 г. появился еще ряд антикризисных программ, предлагавших альтернативные варианты перехода к рынку. Наиболее известной из них стала программа "500 дней" С. Шаталина – Г. Явлинского. Однако в условиях усиления политической борьбы, обострения межнациональных отношений все программы так и остались на бумаге. С другой стороны, именно межэтнические конфликты, забастовки шахтеров, борьба за власть между союзным центром и руководством России вели к дальнейшему ухудшению экономической ситуации. Экономика становилась заложницей политики.

Реализация экономической реформы сопровождалась осложнением социально-экономического положения в стране, усилением кризисных явлений в области финансов (инфляция, рост цен, рост внешней задолженности СССР, сокращение золотого запаса страны, дефицит бюджета и т.п.). Кроме того, нарастание финансовых трудностей было связано с ослаблением территориального единства страны, ростом сепаратизма, реформированием системы бюджетных отношений Союза ССР, союзных и автономных республик и налоговой системы. Под давлением сторонников суверенитетов принимаются такие законодательные акты, которые значительно повысили объемы законодательных полномочий в бюджетной и налоговой сферах союзных и автономных республик. Закрепление принципа самостоятельности республиканских и местных бюджетов фактически разрушало прежнюю устаревшую, но целостную систему

Союзные республики начали формировать собственные бюджеты и существенно сокращать отчисления в союзный бюджет. Это противостояние особенно наглядно проявилось в отношениях России и СССР после принятия в июне 1990 г. Декларации о суверенитете Российской Федерации.

Так, осенью 1990 г. правительство СССР предоставило государственным предприятиям определенную свободу ценообразования, что привело к снижению поступлений в бюджет от налога с оборота. Российское правительство объявило о снижении ставки налога на прибыль, но только для тех предприятий, которые переходили под юрисдикцию России. Тогда же правительство России объявило о повышении закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, но сделало это раньше, чем предполагало союзное правительство.

В условиях ухудшения финансового положения страны новый премьер-министр В.С. Павлов в январе 1991 г. проводит последнюю в истории СССР денежную реформу. Внезапно было объявлено об изъятии из обращения денежных купюр номиналом 50 и 100 руб. и их обмене на новые купюры. В результате объем денежной массы несколько сократился (примерно на 12 млрд. руб.), но одновременно было подорвано доверие населения к руководству страны. Вскоре началась реформа цен, предусматривавшая некоторую их либерализацию, но в условиях острой борьбы за власть союзного и российского руководства реформа была обречена. Все эти меры не только не обеспечили финансовой стабилизации, но еще более подорвали доверие к национальной валюте.

На рубеже 80 – 90-х гг. началось формирование финансовых структур, характерных для рыночной экономики (акционерные общества, коммерческие банки и т.п.), а также правовой базы для их развития. Кроме того, реформировалась система обязательных платежей государственных предприятий, создавалась система налогов для частных предпринимателей, кооперативов и предприятий с участием иностранных граждан и организаций. Хотя указанные процессы не получили логического завершения в тот период, именно в те годы Россия сделала шаг в сторону формирования финансовой системы рынка.

Вторая половина 80-х годов характеризовалась появлением в стране коммерческих и кооперативных банков. На 1 января 1989 г. в СССР насчитывалось 43 коммерческих и кооперативных банка. Это был несомненный шаг вперед в развитии кредитной системы, однако созданная система еще не отвечала задачам развития рыночных отношений в стране.

Углубление экономического кризиса, провал экономических реформ и очевидная неэффективность предлагаемых мер приводили к пониманию необходимости коренной экономической реформы, затрагивающей не только систему управления и отдельные секторы экономики, но и производственные отношения в целом.

Таким образом, в послевоенные десятилетия СССР наращивал свой индустриальный потенциал и достиг максимальных за всю свою историю параметров экономического развития, входил в группу развитых стран, хотя и отставал от технологических лидеров мира. Экономический рост послевоенных десятилетий свидетельствовал о том, что советская экономическая модель сохраняла определенный потенциал развития. Кроме того, в послевоенные годы экономическая политика была призвана завершить модернизационные процессы предшествующих десятилетий, нерешенные в силу форсированного характера индустриализации и войны.

Как свидетельствует опыт, планово-директивная экономическая система показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация всех ресурсов для решения мобилизационных задач в экстремальных условиях. В то же время использование такой системы в условиях нормального функционирования экономики и углубления НТР вело в конечном итоге к отрицательным последствиям, таким, как снижение эффективности производства и темпов экономического роста, замедление развития социальной сферы общества, отставание по ряду направлений НТП, ухудшение финансового положения государства.

Почему рухнула экономическая система СССР? Подчеркнем, что истоки кризиса, поразившего советское общество и отчетливо проявившиеся в годы перестройки, не ограничиваются экономикой. Их можно проследить во всех сферах жизни общества, в геополитических факторах. Не останавливаясь на отдельных аспектах этой многогранной темы, хотел бы обратить внимание лишь на следующий тезис. Советская экономическая система рухнула не потому, что изначально была неэффективной, и не потому, что не смогла реализовать социалистический идеал (возможно ли это было в принципе – отдельный вопрос). Она рухнула потому, что, выполнив свою историческую миссию (проведение модернизации страны, достижение индустриальной стадии развития, превращение СССР – России в одну из крупнейших индустриальных держав мира), не смогла адаптироваться к новым реалиям последних десятилетий ХХ века, не смогла перестроиться с учетом новейших тенденций развития мировой экономики.

Вопросы к теме:

1. Охарактеризуйте состояние экономики СССР в середине 50-х гг.

2. Назовите основные экономические мероприятия, проводившиеся в сельском хозяйстве с 1953 г. Сравните их с мероприятиями аграрной политики середины 60-х гг.

3. Чем была вызвана необходимость освоения целины? К каким результатам и последствиям это привело?

4. Как изменились приоритеты экономического развития после 1953 г.? Чем это было обусловлено?

5. Дайте характеристику реформы управления народным хозяйством 1957 г. Каковы ее итоги и значение?

6. В чем проявилось усиление социальной направленности экономического развития в 50 – 60-е гг.?

7. Назовите цели, основные направления, результаты реализации хозяйственной реформы 1965 г. в промышленности и сельском хозяйстве. Каковы причины свертывания реформы?

8. Какова динамика экономического развития СССР в 70 – первой половине 80-х гг.? В чем причины нарастания кризисных явлений в экономике? Насколько корректным является понятие "застой"?

9. Охарактеризуйте реформы в области финансов 1947, 1961 и 1991 гг.

10. Каковы предпосылки, основные направления, этапы и итоги экономического реформирования периода "перестройки"?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: