Ту4яны гипноза. Или опсря1ш1я Н4 сознании ф

что врач не имеет никакой духовной силы, а исход лечения зависит от самого больного. Благодаря португальскому аббату (последние годы жизни он жил в Париже) магнетизм дополнился новыми техническими приемами, которые Фариа апробировал на своих пациентах,

В практике Фариа нашли место фиксация взгляда на определенном предмете, словесное внушение, повелительный тон и решительные жесты. Команды «Спать!», «Проснитесь!» стали первыми элементами будущего, уже научного гипноза, а методы аббата почти неизменными перешли в практику таких мэтров психотерапии, как Брэд, Брока и Льебо.

Воззрения Фариа, изложенные им в книге «О природе ясновидящего сна» (1819), поддержал и расширил истовый сторонник учения аббата— парижский врач Бертран (1795—1831). Опираясь на принцип главенства воображения пациента над действиями магнетизера, он сравнивал сомнамбулизм с обычным сном. «Больной, подвергшийся магнетическому воздействию, засыпает с мыслью о своем магнетизере, и именно потому, что он, засыпая, думает только о нем, он

олько его и слушает во время сомнамбулического сна» («Трактат о сомнамбулизме», 1823). Концепция Бертрана стала основой психологических принципов нансийской школы. Спустя столетие

ю воспользовались русские ученые, выдвинув-


fo ЛА9\НЪ\. Н4Х04КИ. СЕНСАЦИИ _______________

шие четкую теорию гипноза с расшифровкой процессов, происходящих в коре головного мозга.

Знаменитый магнетизер Луи Жозеф Жюль Шарпиньон обратил внимание коллег не только на эмоциональное, но и на физическое состояние врача. Будучи профессиональным медиком, он имел возможность четко определить связь нездоровья лица, проводящего лечение, с исходом процедуры: «Если, несмотря на недомогание, врач продолжает в течение нескольких дней проводить магнетические сеансы, он рискует вызвать у сомнамбулы такое же заболевание. Магнетизер должен быть очень осторожен в этом смысле, внимательно следя даже за своими душевными волнениями, ибо трудно передать, как тяжело сказывается возбужденное состояние духа магнетизера на некоторых сомнамбулах».

Продолжая мысль Делёза, доктор Шарпиньон предостерегал от насильственного усыпления, зная, какую опасность представляет бесполезный магнетизм. Частые сеансы, проведенные для лечения, увеличивают восприимчивость больного, принося ему благо. Напротив, магнетизирование после выздоровления утомляет человека, притупляя его способности. В практике Шарпиньона были случаи активного сопротивления пациентов, иногда доходящие до открытого бунта. Самой крайней реакцией, по мнению доктора, могли стать мазохистские действия,


таяны гипноза, или операция на сознании #<

вплоть до самоубийства. 80 лет спустя опасение за душевное состояние медика заставило Фрейда выдвинуть требование, согласно которому каждый врач, решивший заниматься гипнозом, обязывался пройти курс психоанализа.

К середине XIX века магнетизм перешагнул опытную стадию развития и обрел новое качество — солидный теоретический фундамент, послуживший основой для существования в новой форме и с другой терминологией. В то время официальная медицина уже достаточно лояльно относилась к гипнозу; многие врачи включали его в практику и не жалели об этом, так как положительный результат был очевиден. Последователям Месмера пришлось развивать магнетизм методом проб и ошибок, исходя только из собственных наблюдений. Все же перед созданием теории бессознательного сформировался некий кодекс магнетизера, состоящий из нескольких правил успешного излечения.

1. Изоляция. Опытным путем доказав необходимость соблюдения этого правила, Пюисегюр считал изоляцию самой важной характеристикой сомнамбулизма. «Больной, находящийся в полусонном состоянии, поддерживает общение только с магнетизером, слышит только его голос и не сохраняет никакой связи с внешним миром».

2. Обязательность. Начиная с Делёза, целитель требовал от больного и его близких про-


Щ ТУ4ИНЫ, НЛХО^КИ. СЕНСАЦИИ _______________

хождения полного курса лечения, не прерывая его до выздоровления. Устный договор обычно заключался на полгода, но в действительности лечение проходило гораздо дольше. Прерывая лечение, Пюисегюр совершил большую ошибку, но в последний период своей деятельности он осознал, что глубоко заблуждался, оставляя больного наедине с недугом по столь ничтожной причине, как эротический фактор.

3. Доброта и стремление облегчить страдания пациента. Альтруизм изначально являлся одним из основных правил магнетизма еще со времен Месмера, часто лечившего бесплатно. Тогда материальный вопрос вообще не стоял перед истинными магнетизерами. Исключая Месмера, все они не были профессиональными медиками, занимаясь психотерапией в свободное время и не ожидая от нее дохода. Первые гонорары стал получать Фрейд, который, впрочем, нашел оправдание своей меркантильности: он объявил деньги сексуальным символом, а материальные затраты клиента — важнейшим условием благополучного окончания курса.

Специфика нервных заболеваний часто вынуждала целителя приходить к пациенту по ночам и долго совершать утомительные пассы. Доброта находила здесь практическое применение. Нейтральное отношение к поведению больного, умение хладнокровно наблюдать за симп-

J


Т4ЙНЫ ГИПНОЗА И/1И ОПЕРАЦИЯ НИ СОЗНАНИИ ф

томами, проявлять волю и терпение были необходимы для быстрого завершения сеанса.

В последние годы эпохи магнетизма во Франции резко замедлились научные поиски в связи с дебатами по поводу отношения этого явления к медицине. Хотя все последователи Пюисегю-ра и Делёза имели дипломы, врачи и целители оспаривали друг у друга исключительное право заниматься психотерапией. Конфликт продолжался до конца столетия и угас только после Первого международного конгресса по физиологической психологии, состоявшегося в Париже летом 1889 года.

Споры начались вскоре после заявления Пюисегюра о существовании сомнамбулизма. Открытие ученика не понравилось Антону Месмеру, посчитавшему сомнамбулизм опасным явлением, способным привести к ослаблению магнетизма и, соответственно, к использованию его шарлатанами. В ответ сторонники Пюисегюра заявили о готовности работать под медицинским контролем, что решительно отверг «отец магнетизма».

Если во Франции врачебной этикой не допускалось врачевание без соответствующего образования, то в Англии к этому относились гораздо терпимее. Даже в настоящее время каждый третий британский психоаналитик не имеет медицинского диплома, тогда как в других странах


Щ Т4ИНЫ. Н4ХР4КИ, ССНС4ЦИИ _______________

к психотерапевтической практике допускаются только дипломированные врачи.

В 1887 году был опубликован классический труд французских психологов Бине и Фере под названием «Животный магнетизм». Авторы оперировали старой терминологией, хотя уже несколько десятков лет последователи Месмера пользовались новьши обозначениями. Вместе с изменением методики был отринут и сам термин «магнетизм»; его заменил «гипнотизм», введенный английским врачом Джемсом Брэдом.

К тому времени термин «магнетизм» прочно ассоциировался с непозволительной сексуальностью, и неологизм произвел успокаивающее действие на людей, уверовавших, что вместе со словом может уйти проблема.

Напуганные многочисленными эротическими скандалами истеричные больные должны были ощущать на себе «целительное действие жизненного флюида, конкретной силы, исходящей от всемогущего магнетизера». Особая сила заключалась во взгляде, а блеск глаз в англосакских поверьях рассматривался как символ мужского органа и его действия. Этот момент раскрыл читателям англичанин Э. Джонс, обнаруживший, что слово «магнит» (magnes) произошло от сочетания финикийских понятий mag («сильный») и naz («течет, передаваясь другому»). Не слишком явная сексуальная подоплека подкрепилась



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: