Т4йны гипноза или операция К4 сознании jft

лось фундаментальное течение в гипнотизме, известное под названием нансийская школа. В числе адептов здесь выступили Льебо, Берн-гейм, а также профессор-физиолог Бонис и профессор права Льежуа. Последний рассматривал гипноз в довольно необычном аспекте: применительно к юридической и судебной медицине.

Представители нансийской школы определили собственный — психологический взгляд на природу гипнотизма, продолжив учение Льебо о первооснове внушения. Степени гипнотического сна они различали по глубине и восприимчивости к словам врача. «Именно внушение главенствует в большинстве гипнотических явлений...», — заявил Бернгейм, отрицая потребность во всяком физическом вмешательстве. Внимание пациента приковано к гипнологу даже без погружения в сон, но при отсутствии какой-либо двигательной активности. Для погружения человека в более глубокую стадию сна достаточно нескольких слов внушения и желаемое произойдет немедленно.

На основании собственного опыта Бернгейм утверждал, что гипноз может быть вызван у каждого здорового человека, абсолютно безопасен, проходит без боли и неприятных ощущений, показан как лечебное средство при множестве заболеваний («О внушении и его применении в терапии», 1886). Используя внушение в практике,


Ш тляны. нлхо^ки. сенсации ___________

сторонники психологической школы упорно отрицали наличие предметных отношений. Упоминая о «внимании, впечатлениях, восприятии, памяти, идеях-образах, чистых идеях, припоминании, ощущениях, мыслях, свободном и сосредоточенном внимании» Льебо не пользовался термином «чувство», хотя иносказательно говорил именно о нем. Будучи его прилежным учеником, Бернгейм сводил внушение к механическим процессам, непрерывно происходящим в человеческом мозгу: «Каждая клетка мозга, приведенная в действие мыслью, в свою очередь приводит в действие исходящие из нее нервные волокна, а те передают полученный импульс органам, которые его реализуют. Я называю это законом идеодинамизма».

Бернгейм настолько увлекся идеей главенства внушения, что спустя несколько лет зашел в теоретический тупик, заявив о нереальности собственно гипноза, утратившего суть, если весь процесс сводился к внушению. Несмотря на сомнительность, теория нашла сторонников, позже перевоплотившись во внушение без погружения в сон, а в 1912 году — в самовнушение по методу Куэ.

Еще одним объектом наблюдения Бернгей-ма было состояние глубокого сна. Отмечая немногочисленность случаев глубокого гипноза, адепт Нансийской школы, вероятно, бессознательно



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: