Для конкретного банка риски не бывают внутренними и внешними. Внутренними и внешними могут быть только факторы (источники, причины) рисков

Рис. Виды банковских рисков

Все известные способы управления или разрешения проблемы риском можно свести к одному из следующих:

Ø - избежание риска или отказ (банк в силу специфики своей деятельности не может избежать риска, он обязан взять его на себя – иначе он не получит прибыли);

Ø - удержание или признание риска (признание ущерба возможно, если размер предполагаемого ущерба незначителен и им можно пренебречь);

Ø - предупреждение риска (уберечься от потерь с помощью предупредительных мер);

Ø - контроль риска (ограничение дальнейшего роста размера убытка, уже имевшего место при помощи сбора и обработки достоверной информации);

Ø - передача или страхование риска (перераспределение потерь среди участников операции или плата за снижение риска страховщику).

Каждый банк должен заботиться о минимизации своих рисков (потерь), т.е. об управлении ими. Эта работа включает в себя:

а) предвидение и идентификацию рисков;

б) определение вероятных размеров рисков и последствий их осуществления;

в) разработку и реализацию мероприятий, направленных на предотвращение или минимизацию соответствующих потерь.

Для этого банк должен располагать:

- собственной продуманной политикой управления рисками;

- организационными механизмами отслеживания и управления рисками.

Особое значение в обеспечении устойчивости банка имеет использование современных приемов менеджмента и маркетинга.

Под банковским менеджментом понимают управление деятельностью банка по различным направлениям, в том числе управление депозитными, ссудными, расчетно-кассовыми операциями, ликвидностью, доходностью банка, рисками в его деятельности, персоналом.

Основополагающими в менеджменте являются правильная постановка цели и выбор соответствующих инструментов для ее достижения.

Цели коммерческого банка определяются с позиции его доходности, рентабельности, ликвидности, структуры баланса, направлений деятельности. Цели могут быть общие (в целом по банку, на перспективу) и частные цели, формируемые как текущие задачи.

Важное значение имеет правильно организованный маркетинг в банке. Под маркетингом понимают рыночную стратегию по созданию, продвижению и сбыту продуктов (услуг). Банковский маркетинг представляет собой определенный набор технических приемов, целью применения которых является удовлетворение потребностей клиентов и получение прибыли.

Банковский продукт – способ оказания услуг клиенту банка; регламент взаимодействия служащих банка с клиентом при оказании услуги, т.е. комплекс взаимосвязанных организационных, информационных, финансовых и юридических мероприятий. объединенных единой технологией обслуживания клиента.

Банковская услуга – форма удовлетворения потребности (в кредите, в расчетно-кассовом обслуживании, в гарантиях, в покупке-продаже и хранении ценных бумаг, иностранной валюты, драгоценных металлов и т.д.) клиента банка.

Банковская операция – система согласованных по целям, месту и времени действий, направленных на решение поставленной задачи по обслуживанию клиента.


[1] National Geographic. Россия.// https://www.nat-geo.ru/article/236

[2] Подробнее:https://gold.ru/articles/theory/skolko-zolota-v-mire.html

[3] Самуэльсон П. Экономика: вводный курс. М.: Прогресс, 1964. с. 69.

[4] Мэнкью Г.Н. Макроэкономика. М.: МГУ, 1994. с. 233.

[5] Ж. «Деньги и кредит». 2002. № 1. с. 59.

[6] Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под общ.ред. А.Г.Грязновой. М.: Финансы и статистика. 2004.

[7] Матлин А.М. Деньги и экономические решения. М.: Дело. 2001. с. 13.

[8] Там же. с. 72.

[9] Деньги, кредит, банки. Учебник. Под ред.Белоглазовой Г.Н. – М.: Высшее образование, 2009, с. 7.

[10] В научной литературе нет единого мнения о видах и формах денег.

[11] Таиджи Инуи, А. С. Обаева, Р. С. Поварков, А. А. Плотников. «Текущее развитие систем электронных денег и их инфраструктуры в Японии» // ж. Деньги и кредит. № 4. 2011

[12] Матовников М. Ю., К вопросу об инструментах денежно-кредитной политики // ж. Деньги и кредит. № 1. 2012.

[13] В данном разделе использованы материалы учебника «Деньги, кредит, банки». Под ред. Д.э.н. Белоглазовой Г.Н. – М.: Высшее образование, 2009.

[14] Деньги, кредит, банки. Учебное пособие под ред. О.И.Лаврушина. – М.:КНОРУС, 2010.

[15] Тавасиев А.М. Основы банковского дела. С. 165.

[16] Размещение на корреспондентских счетах в других банках – НОСТРО, привлечение денежных средств на корр. счета из других банков – ЛОРО.

[17] Батракова Л.Г. Экономический анализ коммерческого банка. Учебник. – М.: Логос, 2005, с.264.

[18] Тавасиев А.М. Антикризисное управление кредитными организациями. С. 156.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: