Показателями стоимости привлеченных средств являются размер сумм, выплаченных за их использование, и относительные показатели в виде годовых ставок процентов.
Процентные расходы рассчитываются по ставкам простых или сложных процентов.
Простые проценты определяются по формуле:
I = iP t/Y,
где i – относительное значение годовой ставки процентов;
P – сумма, на которую начисляются проценты;
t – срок в днях для начисления процентов;
Y- расчетное количество дней в году.
При использовании сложных процентов сумма, начисленная за некоторый временной интервал, прибавляется к сумме депозита (вклада) и на следующем временном интервале начисление процентов осуществляется на эту увеличенную сумму. Прибавление начисленных процентов к сумме депозита обычно осуществляется в конце года и по отдельным их видам может производиться несколько раз в году. Если в этих случаях проценты начисляются исходя из постоянной годовой ставки i и в течение срока хранения вклада будет N одинаковых периодов начисления, сумма вклада с процентами составит:
S = P(1 + i/m)N
где m – количество периодов начисления в течение года.
Сумма начисленных процентов за весь срок хранения будет равна:
I = S – P = P[(1 + i/m)N – 1].
Заключение об устойчивости (неустойчивости, проблемности) банка дается по совокупности результатов, полученных в ходе анализа финансового состояния банка по следующим направлениям:
– динамика наращивания собственных средств (капитала) банка;
– уровень прибыльности и рентабельности банковских операций;
– качество активов и ресурсов банка;
– уровень менеджмента и маркетинга в банке.
Данный перечень основных направлений финансового анализа зависит от его субъектов и может видоизменяться в зависимости от различных методик. По результатам анализа финансового состояния банка делается вывод о его платежеспособности.
Платежеспособность – это способность банка в должные сроки и в полном объеме отвечать по своим обязательствам (перед вкладчиками по выплате депозитов, перед акционерами – по выплате дивидендов, перед кредиторами – по возврату задолженности, перед государством – по уплате налогов, перед персоналом – по выплате заработной платы).
За последние годы наблюдается существенное возрастание рисков, связанных с банковской деятельностью. Риск постоянно сопутствует банковской деятельности. Риск – это опасность (возможность) потерь для банка при наступлении определенных событий.
«Риск – это стоимостное выражение вероятностного события, ведущего к потерям или недополучению доходов по сравнению с планом, прогнозом, проектом, программой. В банковской практике риск означает опасность (возможность) потери банком части своих ресурсов, недополучения доходов или произведения дополнительных расходов в результате осуществления определенных финансовых операций»[17].
В настоящее время проблема банковских рисков стала особенно острой, поэтому возникает необходимость управлять ими. Управление рисками в банковской деятельности называется риск-менеджментом.
Как известно, цель любого коммерческого предприятия, в том числе и банка – максимизация прибыли. Стремясь к этой цели, банки стараются вкладывать свои средства в наиболее доходные операции, недостаточно уделяя внимания оценке их рискованности. В этом смысле банковская деятельность – это всегда «игра» на краю пропасти, игра «риск-доход» - на изменение валютных курсов, процентных ставок и т.п. При этом, чем выше риск берет на себя банк, тем выше должна быть прибыль, на которую он может рассчитывать. Поэтому задача банка – достижение оптимального сочетания рискованности и прибыльности своих операций.
| Банк располагает двумя источниками покрытия убытков (потерь): - собственные средства (капитал) - резервы, сформированные на случай возможных потерь (по ссудам, обесценению ценных бумаг и т.п.). |
Факторы банковских кризисов могут быть разбиты на внутренние и внешние.
Внешние факторы (источники) банковских рисков – это потенциально неблагоприятные явления во внешней среде, не зависящие от самого банка[18]. К ним относятся:
- политические;
- социальные;
- правовые (отсутствие правовых норм, ужесточение правовых норм, нарушение таких норм);
- общеэкономические и финансовые;
- конкурентные (давление со стороны участников рынков);
- информационные (отсутствие или недостаток политической, социальной, экономической, технической, коммерческой, финансовой и иной информации);
- стихийные бедствия, грабежи, аварии, пожары.
Внутренние (внутрибанковские) факторы рисков возникают в результате деятельности банков и зависят от характера проводимых ими операций, от организации труда и производства, от управления самими банками всеми сторонами своей жизнедеятельности. К таким факторам можно отнести:
- недостаток материальных, финансовых, трудовых, интеллектуальных и др. ресурсов;
- невозможность предвидеть наступление отдельных событий, носящих случайный характер (стихийные бедствия, преступления, форс-мажор);
- противодействие конкурентов;
- необходимость достижения сразу нескольких целей, иногда противоречивых (например, повышение доходности и ликвидности – это разнонаправленные цели: чем выше ликвидность, тем ниже доходность, т.к. наиболее ликвидные активы доход не приносят);
- неэффективная (в той или иной степени) структура пассивов, активов, собственного капитала банка;
- неэффективная (в той или иной степени) стратегия и политика, выработанные руководством банка, в т.ч. неверные оценки размеров и степени рисков, ошибочные решения, неверное определение условий и сроков проведения операций, отсутствие должного контроля за расходами и потерями банка и т.д.;
- недостаточный профессионализм сотрудников банка;
- неудовлетворительное обеспечение информационной, финансовой и иной безопасности банка;
- возможность сбоев в компьютерных системах банка, потерь документов, несвоевременного и неверного проведения бухгалтерских проводок;
- отсутствие полной гарантии от злоупотреблений и мошенничества со стороны сотрудников банка и др.
- психология руководителя банка (склонность к риску, импульсивность принятия решений. Банковские работники должны быть нейтральны к риску!).






