Занятие 11. Ряды распределения

Результаты сводки и группировки материалов статистического наблюдения могут быть оформлены в виде статистических рядов распределения.

СТАТИСТИЧЕСКИЕ РЯДЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ представляют собой упорядоченное расположение единиц изучаемой совокупности на группы по группировочному признаку. Они характеризуют состав (структуру) изучаемого явления, позволяют судить об однородности совокупности, границах ее изменения, закономерностях развития наблюдаемого объекта.

Ряды распределения, образованные по качественным признакам, называют атрибутивными. Например, распределение работников торговли по занимаемой должности, профессии, образованию; распределение товарооборота — по формам торговли, товарным группам; распределение работников по возрасту, стажу работы, производительности труда, заработной плате и другим признакам. При группировке ряда по количественному признаку получаются вариационные ряды.

При этом вариационные ряды по способу построения бывают дискретными (прерывными), основанными на прерывной вариации признака (например, число касс в магазине, комнат в квартире), и интервальными (непрерывными), базирующимися на непрерывно изменяющемся значении признака, имеющими любые (в том числе и дробные) количественные выражения (объем товарооборота, величина фонда оплаты труда, выработка продавца). В практике применяются также и интервальные ряды распределения. При их построении возникают вопросы о числе групп, величине интервала, его границе.

Вариационные ряды состоят из двух элементов: варианты и частоты.

Варианта это отдельное значение варьируемого признака, которое он принимает в ряду распределения. Частотами (весами) называются численности отдельных вариант или каждой группы вариационного ряда. Сумма частот составляет объем ряда распределения.

ПРИМЕР: Рассмотрим способ построения статистического ряда распределения по атрибутивному (т.е. качественному) признаку.

Условия задачи: При обследовании магазина, в котором работают 200 продавцов, выявлено, что половину сотрудников составляют продавцы, имеющие вторую категорию. Остальные продавцы распределяются поровну между первой и третьей группами по данному качественному признаку. Построить статистический ряд распределения.

Решение:

Распределение продавцов магазина по категориям
Группы продавцов по категориям Число продавцов, чел. В % к итогу
Первая    
Вторая    
Третья    
ИТОГО:    

Если такую группировку составить за два периода по данному магазину, то можно выявить происходящие структурные изменения, качественные сдвиги в составе основной категории работников.

...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: