Монополия является противоположностью совершенной конкуренции. (от греч. "монос" - один, "полео" - продаю). Понятие «монополия» имеет двоякий смысл. Под монополией понимается, во-первых, предприятие, которое занимает ведущее положение в определенной отрасли. Во-вторых, положение фирмы на рынке, позволяющее ей контролировать последний и устанавливать монопольную цену.
Она характеризует такой тип рыночной ситуации, при котором существует только один продавец товара. Такая фирма удовлетворяет совокупный спрос всех потенциальных покупателей товара и в этом смысле понятия «фирма» и «отрасль» совпадают, и линия спроса на продукцию монополии имеет отрицательный наклон.
Необходимо выделить основные черты рынка монополии как особой рыночной структуры.
1. Отрасль состоит из одной крупной фирмы. Как следствие, кривая отраслевого спроса – это кривая спроса на продукцию монополиста
2. Товар уникален, не имеет близких заменителей.
3. Наличие барьеров для вступления в отрасль.
|
|
4. Невозможность конкурентов обладать полной информацией, которая находится у монополистов.
5. Монополист диктует цену, т.е. осуществляет контроль над ней. Как следствие он способен как к максимизации выручки, так и максимизации прибыли.
Можно выделить следующие виды барьеров для входа в отрасль, которые использует монополист.
ü искусственные (административные)
· исключительные права, получаемые от правительства
· авторские права, лицензии и т.д.
· собственность на естественные ресурсы
ü естественные барьеры
· наличие положительного эффекта масштаба, который демонстрирует возможности снижения издержек (естественные монополии)
Различают несколько типов монополий.
Искусственная монополия – возникает в результате слияния фирм, заключения ими явных и тайных соглашений об объемах производства, рынках сбыта, уровне цен и т.п. Тем самым предприниматели искусственно монополизируют рынки. Искусственная монополия - основной объект борьбы со стороны государства.
Государственная (легальная) монополия - исключительные права государства на производство денег, наркотических средств, ядерного вооружения, водки (водочная монополия) и т.п.
Временная монополия, порождаемая научно-техническим прогрессом, возникает на основе монопольного обладания фирмой каким-либо научно-техническим достижением. Такая фирма занимает монопольное положение на рынке до тех пор, пока соответствующее достижение не получит всеобщего распространения.
Случайная монополия - результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением. Случайная монополия может перерасти в искусственную, если дефицит сознательно закрепляется.
|
|
Естественная монополия - состояние рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее при отсутствии конкуренции. Естественная монополия – это фирма, которая в состоянии удовлетворить весь рыночный спрос на продукт с меньшими издержками, чем те, которые были бы возможны, если бы две или более фирм поставляли точно такое же количество товара. Такого типа монополию называют естественной потому, что в этом случае входные барьеры основываются на особенностях технологии, отражающих естественные законы производства, а не на правах собственности или правительственных лицензиях. Такие производства, как правило, защищаются от конкуренции государством. Государство регулирует естественные монополии, определяя цены на их продукцию, потребителей этой продукции и т.п. Рынками естественной монополии являются рынок электроэнергии, канализация, железные дороги, аэропорты, морские порты.