double arrow

Совершенная конкуренция и экономическая эффективность

Совершенная конкуренция эффективна, поскольку выполняются как условия производственной эффективности, так и эффективности распределения ресурсов.

Производственная эффективность: в данном случае любой объем производства производится с наименьшими средними издержками, как в краткосрочном периоде, так и в долгосрочном периоде.

- нулевая Пэк ………………………………(8.8)

Эффективное распределение ресурсов: достигается, если невозможно перераспределить ресурсы таким образом, чтобы в результате хотя бы одно домохозяйство улучшило, а другие не ухудшили свое положение

В экономической теории наиболее часто используется 2 критерия эффективности:

· принцип максимизации совокупного выигрыша участников экономического процесса и

· критерий эффективности по Парето.

Принцип максимизации совокупного выигрыша (в наиболее общей формулировке) гласит: размещение (ресурсов или благ) среди группы людей, чьи предпочтения демонстрируют отсутствие эффекта дохода (т.е. являются квазилинейными) является эффективным тогда, когда максимизируется совокупный выигрыш всех участвующих лиц.

Конкретизируем этот принцип применительно к анализу частичного равновесия в условиях совершенной конкуренции. Здесь участвующими лицами рыночных сделок являются: потребители товара, следовательно мы должны определить их выигрыш (т.е. потребительский излишек); производители товара, значит, мы должны определить их выигрыш (т.е. излишек производителей).

Выигрыш потребителей – разность между максимальной суммой денег, которую потребители готовы заплатить за данное количество товара, и их действительными расходами, основывающимися на текущей рыночной цене на этот товар. Для потребителей в совокупности – это площадь между кривой спроса и линией рыночной цены. Выигрыш производителей – для каждой единицы товара представляет собой разность между рыночной ценой, получаемой производителями, и предельными издержками её выпуска. Для рынка в целом выигрыш производителей является площадью над кривой предложения, ограниченной сверху линией рыночной цены

Применительно к данной конкретной ситуации мы можем переформулировать принцип максимизации совокупного выигрыша следующим образом. Эффективность на отдельном рынке достигается, когда продукт становится доступным в количествах, которые делают суммарной выигрыш производителей и потребителей этого продукта максимальным за определённый период времени.

Конкурентное равновесие и Парето-эффективность. Экономическая ситуация является Парето-эффективной, если не существует способа улучшить благосостояние любого из экономических агентов, не ухудшив при этом состояние любого другого экономического агента. Достижение Парето-эффективности является желательной вещью, хотя и не единственной целью экономической политики. Если благо производится и обменивается между двумя этими экономическими агентами по любой цене между ценой спроса и ценой предложения, тогда можно улучшить положение их обоих. Таким образом, любое количество, меньшее, чем равновесное количество не может быть Парето-эффективным, поскольку будет существовать, по меньшей мере, 2 человека, положение которых может быть улучшено.

Аналогично, при любом выпуске, большем, чем,равновесное Q количество денег, которое некто пожелал бы заплатить за дополнительную единицу блага будет меньше, чем цена, которую продавец соглашается получить за эту единицу. Таким образом, в условиях совершенной конкуренции производится Парето-эффективное количество благ. Вывод: таким образом, в рыночной экономике в условиях совершенной конкуренции реализуется принцип Парето, который состоит в следующем: ресурс используется эффективно, т.е. распределяется оптимально, если благосостояние хотя бы одного индивида нельзя улучшить, не ухудшив при этом состояния другого индивида.

Вопросы для обсуждения.

1. Почему на совершенно конкурентном рынке у фирмы средняя и предельная выручки равны между собой и совпадают с ценой?

2. Почему конкурентная фирма не может сама устанавливать цену, а является ценополучателем?

3. Почему в долгосрочном периоде конкурентная фирма не получает экономическую прибыль?

4. Объясните особенности кривой предложения конкурентной фирмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: