Монопольная власть: понятие и показатели

Продавец обладает монопольной властью на рынке, если может повышать цену на свою продукцию путем ограничения собственного объема выпуска. Любая рыночная структура, относящаяся к несовершенной конкуренции может обладать рыночной властью.

4 основных показателя размерности фирмы относительно рынка:

ü доля продаж фирмы в рыночном объеме реализации;

ü доля занятых на предприятии в численности занятых в производстве данного продукта;

ü доля стоимости активов фирмы в стоимости активов всех фирм на рынке;

ü доля добавленной стоимости на предприятии в сумме добавленных стоимостей всех предприятий на рынке.

Показатели монопольной власти.

1. индекс Лернера

Данный способ определения был предложен в 1934 г. экономистом Абба Лернером.

………………………………………………(9.4)

Где Pm- цена монополиста,

МС – предельные издержки монополиста.

На практике МС заменяется на АС:

…………………………………………..(9.5)

Индекс Лернера характеризует долю прибыли в выручке. Чем больше прибыль, тем больше степень монополизации.

- максимальное значение, фирма обладает абсолютной монополистической властью.

- минимальное значение, фирма является совершенным конкурентом.

- наиболее часто встречающееся значение. Чем больше индекс, тем больше власть.

2. Индекс Херфиндаля-Хиршмана.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана представляет собой сумму квадратов рыночных долей всех n фирм в отрасли:

…………………………………………..(9.6)

gi - объем продаж i-ой фирмы в отрасли;

Q – рыночный объем продаж;

si – рыночная доля i-ой фирмы.

Показатель Херфиндаля — Хиршмана определяет степень концентрации рынка. При его расчете используются данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес (как следствие, фирм меньше), то потенциальные возможности монополии больше. Все фирмы распределяются по удельному весу от наибольшей до наименьшей, а удельный вес берется в квадрате. Индекс Херфиндаля-Хиршмана используется правительственными органами регулирования экономики в качестве легального ориентира антимонопольной политики.

- соответствует высокой степени монополизации

- (при 100% выпуска продукции только одной фирмой).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: