Общественные издержки монополии

В условиях монополии рынок является равновесным. Действительно, фирма-монополист находит для себя комбинацию цены и объёма производства, дающей ей максимальную прибыль, а покупатели приобретают необходимое им при данной цене количество товара. В этом смысле у монополиста нет стимула изменять выпуск или устанавливать другую цену. Но будет ли монополизированный рынок эффективным с точки зрения максимизации общественного благосостояния?

Для общества существование монополии сопряжено с 2-мя основными проблемами:

1 Повышение цены на товар.

2 Определение выпуска продукции.

Рассмотрим графически ситуацию, для которой определили цену и объем производства для монополии и для совершенной конкуренции.

Обладая монопольной властью, монополист выигрывает от контроля над ценами и, устанавливая их выше конкурентных, получает дополнительную (монопольную прибыль). В целом объём производства товара у монополиста будет меньше, чем рыночное предложение в условиях совершенной конкуренции, а цена выше, чем конкурентная цена.

Рисунок 9.3 – Сравнение ситуации максимизации прибыли у конкурента

и монополиста

Это приводит к определённым потерям для общества, так как меньшее количество потребителей покупает продукт монополиста, а те, кто покупает, платят за него больше.

Таким образом, мы не можем назвать рынок эффективным с точки зрения общественного благосостояния. Потри общества от монополии можно измерить величиной безвозвратных потерь (потерь «мёртвого груза»). Это – разница между проигрышем потребителей от повышения цен и снижения выпуска и выигрышем от этого монополии. Производя слишком мало продукции и продавая её по слишком высоким ценам (по отношению к предельным издержкам), монополист привносит неэффективное распределение в экономику.

Общая величина социальных издержек, связанных с монополией выражается накопленной суммой превышения цены над предельными издержками и равняется площади фигуры АВЕ.

Получается, что при монополии продукция недопроизводится и цена выше.

Данный треугольник называется треугольником Харбергера.

Потери = S∆ АВЕ = ½ (Рm-Рck)∙(Qm-Qck) при условии, что МЕ=const.

Вывод: социальные издержки монополии заключаются:

ü во первых в цене выше, чем конкурентная, (на монополии, стремящейся к максимизации совокупной прибыли, а не прибыли на ед. продукции). Рост цены ограничивается ценовой эластичностью спроса на продукцию.

ü Во вторых, в выпуске продукции, который меньше конкурентного.

При монополии, величину затрат можно рассматривать под влиянием экономических факторов:

1 понижающий эффект,

2 повышающий эффект.

Первый - в условиях монополии можно полнее использовать положительный эффект от роста масштабов производства (экономия на постоянных издержках, централизация снабжения со сбыта, экономия на маркетинговых операциях и т.д.)

Второй - действует на рост средних издержек, ведет к разбуханию и бюрократизации управленческого аппарата, ослаблению стимулов к инновации риску. Эту тенденцию, обозначают как Х-неэффективность. Эти проблемы были изучены немецким экономистом К.Лейбенстайном.

Согласно Лейбенстану Х-неэффективность возникает всегда, когда фактические издержки при любом объеме производства выше издержки общих издержек. Это возможно даже при совокупной конкуренции.

Рисунок 9.4 – Х-неэффективность на монопольном рынке

В этих условиях фирма увеличивает производство до той точки, где средние общие издержки (АТС) равны минимуму точке А, однако, если издержки иллюстрирует точка В, то на величину АВ возникает Х-неэффективность. Объем производства сокращается до Qm. В результате Х-неэффективность заметно увеличивается (отрезок СD).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: