Определение и признаки естественной монополии

Введение

Естественные монополии являются очень важными объектами экономики, от деятельности которых зависит состояние экономики страны в целом. Естественно-монопольные сегменты являются неотъемлемой частью таких коммунальных предприятий, как предприятия газовой, электроэнергетической, железнодорожной, телекоммуникационной отраслей, водоснабжения. Следовательно, каждое домохозяйство и каждая фирма ощущают на себе результаты деятельности этих предприятий.

В данной работе раскрывается определение естественной монополии, объясняются критерии социально оптимального режима их работы, приводятся самые распространенные виды их регулирования, которые позволяют заставить естественные монополии работать в режиме, обеспечивающем сокращение «мертвого убытка» и достижение социального благосостояния.

Применительно к России, проблема реформирования естественных монополий стоит очень остро. Реформирование началось относительно недавно – в 2000х годах. За 13 лет в результате проведения реформа достигнуты положительные результаты, однако некоторые цели пока не достигнуты. В последнем разделе работы рассматриваются ключевые естественно-монопольные отрасли России (железнодорожная, электроэнергетическая и газовая), процесс их реформирования и приводятся некоторые результаты.

Определение и признаки естественной монополии

По мере усложнения экономических процессов, происходящих в мире, нахождения новых методов регулирования естественных монополий, углубления процессов их реформирования, трактовка и понимание природы этих предприятий претерпевает серьезные изменения и приобретает сложную структуру.

До начала 70-х годов в экономической теории главенствовал единый подход к естественным монополиям. Данную классическую интерпретацию можно встретить в работах Кена и Схерера. В соответствии с ними естественная монополия – это «производство, при котором экономия от масштабов производства столь существенна, что единственная фирма может обслуживать рынок с меньшими издержками на единицу продукции, чем две или три фирмы».

Идея эффективности единственной фирмы в определенных отраслях нашла продолжение в неоклассической трактовке. Согласно ей, естественная монополия «представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции, при которой имеются рынки, где конкуренция нежелательна или даже невозможна».

Ключевым фактором «естественности» таких отраслей и предприятий в классической и в неоклассической традициях является возрастающая экономия от масштаба производства (economy of scale). Источником этой экономии являются постоянные издержки (fixed costs) – капиталовложения, которые необходимо осуществить фирме для старта выпуска продукции, независимо от прогнозируемых объемов выпуска. В монопольных сферах экономики, и в «естественных отраслях» в особенности, эти издержки огромны. Для предоставления коммунальных услуг предприятиям необходимо наличие «материального ядра» - инфраструктурной сети. Для производства электроэнергии необходимо строительство электростанций, трансформаторных подстанций, генераторов, линий электропередач. Для предоставления услуг железнодорожного транспорта, необходимо строительство вокзалов, сети транспортных путей, подвижного состава и т.д. С увеличением объема выпуска эти издержки будут «распространяться» на большее количество единиц продукции. Соответственно средние издержки AC(y)=С(y)/y будут снижаться.

 
 

Следует также отметить, что необходимость в высоких объемах инвестиций создает значительные барьеры для входа фирм в отрасль. Более того, вложения в инфраструктуру всегда менее привлекательны для инвесторов, чем в другие сферы приложения капиталов, что обусловлено длительными сроками окупаемости, высоким уровнем рисков и продолжительным временем амортизации основных фондов. В связи с социальной значимостью продуктов, выпускаемых естественными монополиями, в этих отраслях функционирует множество регулирующих органов. При всех этих барьерах обществу действительно выгоднее иметь лишь одну фирму в таких отраслях.

В последние годы в экономической литературе более адекватным считается определение естественной монополии, основанное не на принципе экономии от масштаба, а на принципе субаддитивности издержек. Такую трактовку можно встретить в работах Баумоля, Панзара, Вилиха.

Субаддитивность издержек означает следующее. Если объем выпуска k фирм равен y, то их валовые издержки будут выше, чем издержки одной единственной фирмы по производству y.

 
 

Предположим, что несколько монопродуктовых фирм имеют схожую структуру издержек, и кривая долгосрочных средних издержек не является нисходящей, т.е. экономия от масштаба ограничена. Кривая спроса пересекает кривую издержек в ее восходящей части. Принимая во внимание расположение кривых, можно сделать вывод, что одна фирма сможет обслужить рынок с меньшими издержками, чем несколько фирм. В приведенном примере ситуация на рынке является естественно-монопольной, хотя экономия от масштаба наблюдается только до определенного момента.

В случае с многопродуктовыми фирмами действует не фактор экономии, а фактор многообразия от масштаба производства (economy of scope). Связано это с эффектом общих издержек, наличием взаимодополняющих издержек, экономией от совместного производства и т.д. Производство комплекса услуг или товаров на одном предприятии обходится дешевле, чем производство каждого из них на специализированном предприятии под действием вышеперечисленных факторов. Например, невозможно существование раздельных фирм по производству железнодорожных путей для грузо- и пассажироперевозок. Сфера деятельности многопродуктовых фирм в современном мире намного шире, чем монопродуктовых, следовательно, значимость концепции экономии от масштаба уменьшается.

Однако трактовка естественной монополии в категориях несовершенной конкуренции не исчерпывает всех аспектов анализируемого понятия. Ее можно дополнить рядом признаков.

Прежде всего, нужно принять во внимание такой важный фактор, как отсутствие близких субститутов продукции данных предприятий. Этот фактор порождает неэластичность спроса на продукцию по цене. Именно низкая эластичность позволяет естественным монополистам создавать искусственный дефицит продукции на рынке, поддерживать цены на высоком уровне и получать сверхприбыль, не обеспеченную повышением эффективности производства. Такие действия монополиста приводят к общественным потерям, к увеличению «мертвого убытка».

В некоторых определениях естественной монополии на передний план выдвигается общественная важность блага, соображения экономической выгоды для государства и населения. В ряде работ известных экономистов подчеркивается роль естественных монополий как «гаранта социально-экономического развития государства и общества». Это обусловлено тем, что продукцией выпуска естественных монополий являются товары и услуги, необходимые для существования и функционирования всех фирм и домохозяйств. Дополнительные издержки, связанные с «мертвым убытком», распространяются по всей экономике по технологической цепи.

Кроме того, объекты естественно-монопольных отраслей могут иметь масштабные экстерналии, оказывать значительное влияние на окружающую среду и безопасность граждан (например, атомные электростанции).

Все эти признаки естественных монополий подчеркивают необходимость государственного вмешательства в данный сектор экономики.

Регулирование может принимать различные формы. Ключевое различие проходит между прямым и косвенным регулированием. Прямое регулирование включает любую меру или действие, непосредственно направленные на рыночного агента (или группу агентов), в то время как косвенное регулирование охватывает все, что влияет на экономические и рыночные условия, общие для всехреальных и потенциальных участников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: