double arrow

Монополистическая конкуренция: ее сущность и характерные черты


Монополистическая конкуренциятип отраслевого рынка, на котором существует достаточно много продавцов, продающих дифференцированный продукт, что позволяет им осуществлять определённый контроль над продажной ценой товара (или услуги). На рынке монополистической конкуренции действует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и её конкурентами.

При монополистической конкуренции размеры рыночных долей фирм составляют в среднем от 1 до 5% общего объёма продаж на данном рынке, что больше, чем в условиях совершенной конкуренции (до 1%). Количество продавцов обуславливает тот факт, что последние не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают объёмы продаж и устанавливают цены на свою продукцию, в отличие от ситуации олигополии, когда на рынке одного товара действует лишь несколько крупных продавцов.

Основные черты рынка монополистической конкуренции.

1 Множество небольших фирм (десятки), на рынке имеет место ограниченный контроль над ценой со стороны фирм.

2 Продукция дифференцирована. Фирма выпускает разновидности данного продукта.

Существует несколько видов дифференциации продукции:

1 Действительная дифференциация:

ü - по качеству (функциональные особенности товара, используемые материалы, качество работы);

ü по услугам и условиям продаж (наличие кредита, система обслуживания);

ü по размещению и доступности.

2 Искусственная дифференциация:

ü по уровню рекламы, упаковки, наличию торговой марки, торгового знака, то есть наличие мнимых различий как следствие возможность проведения неценовой конкуренции.

3 Относительная легкость входа и выхода. Эффект масштаба и требуемый размер капитала является незначительным, однако, могут существовать дополнительные финансовые барьеры в виде лицензий и патентов.

4 Относительная доступность информации. Возможность использования неценовой конкуренции.

Очень часто приходится слышать о том, что в условиях монополистической конкуренции фирмы, соперничая друг с другом, не используют ценовую конкуренцию, но зато активно применяют различные способы неценовой конкуренции. Смысл ценовой конкуренции заключается в том, что предприятия стараются установить на свою продукцию цены более низкие, чем цены на аналогичную продукцию других производителей, и тем самым привлечь к себе покупателей. Для достижения этой цели предприятие должно снизить издержки производства либо сознательно пойти на потерю прибыли, поэтому понижение цены, обычно вынужденное, - экономически невыгодное для производителя мероприятие, так как в конечном счёте оно приводит к уменьшению прибыли.

Более предпочтительной в современных условиях становится неценовая конкуренция, при которой производитель улучшает потребительские свойства товара, сохраняя цену неизменной и даже повышая её. Здесь эпицентром соперничества между производителями становятся такие неценовые параметры продукции, как её новизна, качество, надёжность перспективность, соответствие международным стандартам, дизайн, удобство эксплуатации, условия послепродажного обслуживания и др. Фирмы на рынках с монополистической конкуренцией стремятся всеми способами убедить потребителя в том, что их товары отличаются от товаров конкурентов в лучшую сторону. Монопольно конкурентные рынки непрерывно разрабатывают новые товары и улучшают уже имеющиеся. Улучшение товара может быть незначительным, однако многие потребители действительно откликаются на изменение характеристик товара, что позволяет фирме извлекать дополнительную прибыль до тех пор, пока эти улучшения не будут взяты на вооружение её конкурентами.

Важную роль при неценовой конкуренции играет наличие торговых марок и имидж фирмы.


Сейчас читают про: