Хмельное

Во многих описаниях поминок отмечается наряду с обжорством, едой до отвала и пьянство, употребление вина до полного опьянения. Однако известно и противоположное предписание — обязательное воздержание от хмельного или употребление только одной (двух, трех) рюмок. Этот признак, видимо, не может быть картографирован: в достаточно подробных описаниях одной области и даже одного села (как, например, владимирской [Завойко 1914], костромской [Смирнов 1920]) сосуществуют обе традиции, причем обе имеют свои мотивировки. Иногда информанты характеризуют одну из них как «старую», другую — как «новую», «не местную»: прежде пили мало, а теперь много, «як би на свадьбе» бреет., «как на Украине» [77] (полес. [Седакова 1983, 251, 253]). Обильное употребление вина составляет; очевидно, древнейшую традицию: ср. обычаи беспробудного пьянства на весенне-летних поминках, восходящих к «тризне по заложным», или же сообщение Ибн-Фадлана о том, что на «похоронах русса» расходы на вино составляют 1/3 (!) всех непомерно больших расходов на посмертную почесть).

В позднейших похоронах употребление вина мотивируется так: «чтоб забыть», «чтоб слезу вышибло», — таким образом, вино, как печь, вода, служит катартическим и профилактическим средством. Более архаичная символика вина как метафоры крови (связывающая вино, как и хлеб, со сферой смерти и загробья) сохранилась в устойчивом фольклорном мотиве смерть-опьянение: убитые воины ~ напившиеся допьяна гости на пиру (ср. поверья о Смерти, дающей умирающему испить пьянящее зелье). В обрядовой реальности, насколько нам известно, эта символика вина может быть отмечена только в южнославянском ритуале поливания могилы вином на другой день после погребения.

Сладкое

Самые общие и очевидные признаки загробной еды отражаются на поминальном столе преобладанием сладкого и мучного. Традиционные обрядовые блюда: кутья, канун, кисель, сыта, мед, блины, пироги — обладают именно этими двумя признаками. Противопоставление сладкого мясному может быть основой для постного поминального стола.

Постное

Здесь мы встречаемся с таким же расхождением локальных вариантов, как и в случае вина. Одни местные традиции требуют обязательно постного стола, другие — напротив (закалывания барана, курицы и др.), третьи сообразуются с церковным календарем. В осенне-зимнем домашнем поминовении различаются два дня: первый (полес. бабý) постный, второй (деды) скоромный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: