Обилие, переизбыток

В большинстве локальных традиций поминальная трапеза должна быть изобильной (что выражается в числе блюд, количестве приготовленного, числе приглашенных). Обязательное изобилие поминальной еды связано с семантическим мотивом доли. Загробный мир, который, как мы показывали, может описываться как состояние нищеты, с другой стороны являет собой царство обилия. Так, по некоторым приметам, изобилие определенных культур (урожай льна, урожай зерна) толкуется как предвестие смерти. То же превышение меры можно увидеть и в приметах об убегающей каше. С признаком изобилия связана другая характеристика поминального угощения.

Число блюд

Чет или нечет обязательных блюд на пиру — повсеместно отмеченный признак, причем в одних традициях обязателен чет, в других -наоборот. Вообще этот признак, существенный не только для числа блюд, но и для числа исполнителей обряда и других его реалий (свечей, например), варьируется по славянской территории. Чаще и привычнее сближение смерти с четом. Обязательный нечет, (не ў цотку, а у лишку) мотивируется таким образом, что связывается с семантикой изобилия: «у смерти было полное число жертв (чет), но она пришла за новой» (витеб. [Никифоровский 1907, 296]), иногда же — наоборот,

с нехваткой (полес. не до пары: таким образом нечетное число обмывальщиц превращает умершего в русалку — минск. [Булгаковский 1890,185]).

В числе поминальных блюд может быть отражена также симво­лика двенадцати (12 блюд на годовых поминках — 12 страв, широко распространено на белорусской территории) и трех (три блюда как минимальный состав пира на частных поминках «у бедных» — блр. [Шейн 1890,514]).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: